Великая Отечественная война... Шла она не только на суше, но и далеко в Арктике, когда Карское море стало линией фронта.
В той войне много героических страниц и немало тайн. До сих пор пелена секретности скрывает поход по трассе Северного морского пути немецкого рейдера «Komet». Скрыты в архивах исследования нацистов по геологии арктического побережья России, не раскрыты тайны Девкиной заводи, Шпицбергена, засекреченных баз на Новой Земле, разгромленного конвоя PQ-17, боя команды парохода «Александр Сибиряков» с немецким крейсером «Адмирал Шеер», гибели парохода «Мария Раскова»…
Только не является тайной подвиг советских гражданских и военных моряков в Арктике, подвиг тех, кто работал на её берегах.
Северный интерес
Высшее руководство Германии проявляло интерес к Северному морскому пути задолго до войны. Её флотское командование уже в 1931 году во время пролёта дирижабля «Граф Цеппелин» получило огромное количество кино- и фотодокументов, отснятых над архипелагом Северная Земля, его карты имелись затем у гитлеровских моряков и лётчиков. Свою роль в изучении немецкой разведкой Советской Арктики сыграл поход рейдера «Komet» с геологами на борту.
В Арктике нацистов интересовала и возможность регулярного морского сообщения между Третьим рейхом и Японией. О пристальном внимании Германии к Северу говорит то, что её подводные лодки доходили до побережья Западной Сибири. Здесь нацисты в разгар Отечественной войны покупали у аборигенов меха, панты оленей. Следы их посещений найдены в нашем регионе экспедициями в девяностые годы XX века.
В СССР возможность защиты северных районов не рассматривали, руководство страны полагало, что арктические моря и берега из-за географической недоступности не имеют военного значения. Возможно, поэтому слабо развивали береговую портовую инфраструктуру. К примеру, порт Диксон начали строить в 1938 году, а самыми развитыми были порты Певек и Провидения. Аэродромная сеть также находилось в зачаточном состоянии – до 1938 года здесь не было сухопутных аэродромов. Кроме того, к 1940 году на арктическом побережье и островах полярных морей действовало немногим более полусотни радио- и метеорологических станций. И это минимальное количество портов и станций приходилось на огромное расстояние от Новой Земли до Берингова пролива.
Конвой идёт на запад
В годы войны большую роль в военном и экономическом обеспечении СССР сыграли арктические конвои. Они доставляли из США и Британии по морям Арктики военные и гражданские товары для Советского Союза. Деятельность конвоев связана с работой Главного управления Северного морского пути, его начальником был известный полярник, дважды Герой Советского Союза Иван Папанин.
В Баренцевом и Карском морях главку требовалось обеспечить работу важнейших арктических портов: Мурманска, Архангельска, Диксона – в западном районе Арктики и Тикси, Провидения – в восточном. Папанин был назначен и уполномоченным Государственного комитета обороны. При нём действовал специальный штаб Уполномоченного ГКО. Штаб переоборудовал Архангельский порт, где глубоководный портовый район Экономия был оторван от основного порта и железной дороги. В ноябре 1941 года для связи с магистралью от Экономии проложили рельсовую ветку по льду Северной Двины. А затем в Двинской губе построен Северодвинск, куда шли союзные конвои. Часть ледокольных и гидрографических судов Главсевморпути и рыбной промышленности передали в отряд Беломорской военной флотилии, её наиболее хорошо вооружёнными кораблями стали: ледорез «Литке» и пароход «Дежнёв», шхуны «Циркуль», «Полярник» и «Папанин». Ледокольный флот пополнил ледокол «Красин», он в 1928 году принимал участие в спасении экспедиции Умберто Нобиле, а в апреле 1942-го привёл конвой PQ-15 из Рейкьявика в Мурманск. Затем «Красин», в составе конвоя, при нападении крейсера «Адмирал Шеер» в Карском море увёл караван и спас суда. Основная тяжесть по проводке союзных конвоев выпала на долю ледокола «Ленин», который провёл 778 транспортов. За образцовую работу в годы войны ледокол награждён орденом Ленина, получили награды и члены экипажа.
По распоряжению Советского Правительства в июле 1943 года И. Папанин направлен для руководства навигацией в восточный район Арктики, что связано с увеличением количества судов, доставлявших военные грузы из США в порты Владивосток, Петропавловск-на-Камчатке и далее по Северному морскому пути на запад. Переброска грузов из США через Тихий океан в дальневосточные порты имела трудности. С начала Великой Отечественной Япония, союзник Германии, препятствовала проходу советских судов. Японцы минировали морские пути, бомбили и торпедировали суда. Так, в начале войны в Японском море подорван пароход «Казак Поярков», в конце апреля 1942 года в Восточно-Китайском море подлодкой торпедирован пароход «Ангарстрой». Тем не менее, усилиями конвоев по трассе Северного морского пути перевезены миллионы тонн грузов для СССР с востока на запад.
Бои в Карском море
С 1942 года Карское море стало передовой линией фронта. Здесь шло проникновение флота Третьего рейха в Советскую Арктику.
В навигацию 1941 года трагически сложилась судьба гидрографического судна «Академик Шокальский», которое шло с Диксона к Новой Земле. Немецкая подводная лодка артиллерийским огнём подожгла, а затем потопила судно. Часть членов экипажа перебрались на льдины, где многие были расстреляны с лодки. Летом 1942-го подводные лодки нацистов подошли к Новой Земле и в Карском море потопили пароход «Крестьянин», в проливе Югорский Шар уничтожили буксиры «Норд» и «Комсомолец» вместе с баржами, на которых было около сотни пассажиров, среди них женщины и дети. Тяжёлый удар нанесли немцы конвою Ва-18, что шёл из пролива Вилькицкого к Диксону.
19 августа 1942 года в Карское море прошёл тяжёлый немецкий крейсер «Адмирал Шеер», началась операция «Страна чудес». Воздушная разведка обнаружила караван советских транспортных судов и ледоколов, который шёл из Диксона в Архангельск. Бой «Александра Сибирякова» 25 августа 1942 года с крейсером «Адмирал Шеер» – героическая страница советского флота.
Ледокол «Александр Сибиряков» находился в подчинении ВМФ, но был гражданским судном. Его вооружение – это четыре орудия 76 и 45 миллиметров и несколько зенитных пулемётов. А вооружение крейсера «Адмирал Шеер» – шесть 280-миллиметровых орудий (главный калибр), восемь 150-миллиметровых орудий (средний калибр) и зенитные орудия: шесть — 105-миллиметровых и восемь — 47-миллиметровых калибров и десять спаренных крупнокалиберных зенитных пулемётов.
Описание 20-минутного боя, когда наш пароход расстреливали в упор из крупнокалиберных орудий, можно найти в книгах, а его последние минуты – это ушедшая в эфир радиограмма: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте!». К этому времени капитан Анатолий Качарава уже ранен, надежд на спасение корабля нет. Но, советское судно ведёт огонь из последней пушки. С «Адмирала Шеера» спускают катер, чтобы подобрать советских моряков. По германским данным, они отказались от спасения – из 104 членов команды немцы подобрали 22 человека и раненого командира. На борту парохода была и команда полярной станции, часть её погибла и попала в плен, участь остальных неизвестна. Затем горящий пароход, не спустив флага, погрузился в воды Карского моря. Но тайны операции «Страна чудес» уже не существовало, на Диксоне узнали о приближении рейдера и подготовились к атаке, а караван в проливе Вилькицкого ушёл во льды. Команда парохода «Сибиряков» своей гибелью спасла десятки судов и сотни людей от опасности. В 1965 году место гибели «Александра Сибирякова» объявлено местом боевой славы.
В 1944 году в Карском море произошла трагедия конвоя Белое море – Диксон, в его составе шли транспортное судно «Марина Раскова» и корабли эскорта. На пароходе был груз и 354 пассажира, среди них 116 женщин и более 20 детей. Конвой шёл из Северодвинска, у пролива Югорский Шар был торпедирован немецкой подводной лодкой. Суда конвоя устремились на помощь, но были атакованы и потоплены. На помощь направили гидросамолёты, тральщики и морские охотники. Однако шторм затруднил поиск и спасение людей. На «Марине Расковой» и погибших тральщиках было 618 человек, но спасли моряки и лётчики 256 человек, остальные погибли.
В коротком очерке нет возможности рассказать о войне в Арктике, где советские люди отстояли пространство от Кольского полуострова до Тихого океана. Они обеспечили в крайне тяжёлых военных условиях доставку Северным морским путём более 17,5 миллиона тонн военных и хозяйственных грузов. Роль моряков Главного управления Северного морского пути в арктических морях высоко оценена Советским правительством. За годы Великой Отечественной войны около трёх тысяч работников Главсевморпути награждены орденами и медалями СССР.