Здесь уживаются трудолюбие, талант и любовь к театру
Салехардский народный театр-студия «Каморка» в течение почти двух десятилетий завоёвывает сердца зрителей.
На его спектаклях неизменные аншлаги. И это не случайно – в мастерстве актёры любительского коллектива нисколько не уступают столичным служителям Мельпомены.
А началось всё в далёком 2002 году, когда выпускница Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Ирина Фатеева решила внести свежую струю в культурную жизнь родного Салехарда и создала молодёжную театральную студию. Местом прописки для труппы на долгие годы стал Окружной Центр национальных культур.
Как всё начиналось
– После учёбы в вузе я сначала работала режиссёром-постановщиком театрализованных концертов и массовых праздников. Но потом поняла, что это не совсем моё. В конце 90-х культурная жизнь в Салехарде уже не так бурлила, как в 80-е. И ни одного театра в городе, хотя раньше только в ОДКНС (нынешний ОЦНК) их было четыре, – вспоминает Ирина Фатеева. – Я сама предложила руководству ОЦНК идею – собрать молодёжь и создать театральную студию. В сентябре 2002 года объявила набор и три месяца прослушивала претендентов. Второго декабря провела первое официальное занятие по актёрскому мастерству. Эта дата считается днём рождения театра. Прежде чем стать «Каморкой», четыре года мы просуществовали как молодёжная театральная студия – сокращённо МТС. С появлением сотовых телефонов нас даже путали с оператором связи. Поэтому пришлось задуматься над названием.
В небольшом помещении в диско-зале в 80-е была диджейская, а потом оно использовалось под склад. Эту комнатку и отдали театру. Её привели в порядок, отремонтировали. Так подсобка полтора на шесть метров превратилась в творческую мастерскую, где рождаются идеи, пишутся инсценировки пьес, распределяются роли. Если нужно было где-то переодеться, что-то обсудить, говорили: «Пошли в каморку». Постепенно это слово закрепилось в лексиконе артистов и с чьей-то лёгкой руки превратилось в название.
Когда ребята из первого состава подросли, Ирина Фатеева создала младшую труппу из школьников 12–13 лет. Сегодня любительский театр «Каморка» – это взрослый коллектив, участникам которого от 19 до 56 лет. А при нём действует студия, где занимаются дети.
В 2012 году за выдающиеся творческие достижения и высокий уровень актёрского мастерства театру присвоили звание «Народный». И уже трижды «Каморка» его подтверждала. Помимо спектаклей, артисты участвуют в окружных культурных мероприятиях и театрализованных концертах. Основная нагрузка здесь ложится на младшую группу, старшие, как правило, заняты на работе. По словам режиссёра, для ребят это хорошая практика, где они учатся общению со зрителем.
Вдохновлённые сценой
Любительский театр – это театр для души. Люди приходят на репетиции после работы, добровольно тратят своё время. Всё это делается по зову сердца и из любви к сцене. Наверное, поэтому игра самодеятельных артистов не оставляет зрителей равнодушными.
– Я регулярно провожу тренинги по актёрскому мастерству, сценической речи, движению и пластике. Если актёр может на сцене не играть, а жить подлинными чувствами, тогда я ему даю роль в спектакле, – объясняет режиссёр Ирина Фатеева и тут же делится профессиональным секретом: – Чтобы сыграть живую эмоцию, нужно вспомнить своё реальное переживание, внутренне «подложить» его под роль. И это отрабатывается на репетициях.
Кстати, все желающие попасть в «Каморку» проходят обязательное прослушивание, как при поступлении в театральный вуз.
Есть в коллективе свои «ветераны», которые служат на любительской сцене по 10–18 лет: Руслан Добриев, Максим Крячко, Ольга Терентьева, Людмила Павловская, Сергей Сула, Тимофей Лалетин и другие. А некоторые выпускники из младшего состава уже выбрали для себя театральную стезю. Как когда-то сделала создатель и бессменный руководитель «Каморки» Ирина Фатеева.
Двенадцатилетней девчонкой она пришла заниматься в кукольный театр, потом в ТЮЗ – и затянуло. Режиссёрское образование получила в Салехардском Межокружном училище культуры и искусств имени Л.В. Лапцуя, которое окончила с красным дипломом. Потом был актёрский факультет Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
– У нас был творческий курс. Каждый месяц мы встречались с известными артистами, литераторами, композиторами. С нами делились мастерством Алиса Фрейндлих, Донатас Банионис, Олег Басилашвили, Олег Табаков, Кирилл Лавров и другие. Это был колоссальный опыт, – рассказывает Ирина Владимировна. – В университете мне пророчили аспирантуру и карьеру педагога театрального вуза. Но не сложилось. Окончив учёбу, вернулась в родной Салехард, где меня ждал молодой человек. Ни о чём не жалею, ведь здесь моя семья и любимая работа
.
Что хочет зритель?
При подборе репертуара режиссёром учитываются следующие критерии: наличие актёров (бывает, в силу занятости участники труппы не задействованы в постановках), финансовые возможности и пожелания зрителей, которые они пишут в книге отзывов.
– Мы стараемся чередовать – драмы, комедии для взрослых, сказки для детей. Для последних ставить спектакли сложнее, потому что ребёнка не обманешь, он сразу чувствует фальшь. Его внимание удержать труднее, – рассуждает Ирина Фатеева. – Вообще, для актёров очень важен обмен энергией с залом. Если зритель увлечён, то двухчасовая пьеса пролетает для него на одном дыхании.
В 2019 году коллективу «Каморки» дали задание – спектакль к юбилею округа и 75-летию Победы. Задача оказалась непростой.
– Нужна постановка про Ямал, а драматургических произведений на эту тему нет. Три месяца я искала подходящий материал в библиотеках и интернете. И нашла пьесу Евгения Шварца «Далёкий край» о детях, эвакуированных из Ленинграда в Кировскую область, – делится Ирина Фатеева. – Очень помог окружной библиотечный фонд, предоставивший книги Людмилы Липатовой о тружениках тыла на Ямале. История Шварца хорошо легла по сюжету на наш край, я адаптировала её под местные реалии.
В результате получился документально-исторический спектакль, действие которого происходит в салехардском детском интернате в 1943-м.
Премьера «Далёкого края» состоялась в декабре 2020 года. Основные роли исполняли актёры младшей труппы. Им удалось проникновенно и убедительно сыграть. По признанию режиссёра, это результат долгой и кропотливой работы: «Помимо репетиций, мы с детьми читали книги Липатовой, обсуждали, просматривали фильмы о трудовых подвигах наших земляков во время войны».
Закулисная жизнь
Театральный реквизит собирается в прямом смысле с миру по нитке. Старая мебель, антикварные предметы – всё это копится и потом используется в постановках. Изобретательности творческим людям тоже не занимать. Например, печка-буржуйка, которая появляется на сцене в спектакле «Далёкий край», сделана из старого сломанного титана. И вот уже 13 лет она «верно служит» театру.
По словам Ирины Фатеевой, большую помощь оказывают технический отдел, пошивочный цех, студия звукозаписи.
– Это здорово, когда с тобой работают прекрасные люди – мастера своего дела. Руководство ОЦНК тоже всегда идёт навстречу, – отмечает она.
Есть у коллектива «Каморки» свои традиции. Артисты всегда вместе отмечают премьеры, закрытие сезона, собираются на новогодние капустники.
Рассказала Ирина Фатеева и о театральных приметах, которые, как ни странно, работают. Например, когда падает текст, нужно на него сесть, иначе провалишь премьеру. Из суеверия актёры опасаются играть потусторонние силы, потому что подобные заигрывания с тёмным миром не доводят до добра.
– Мы испытали это на себе, когда репетировали детскую сказку «Милое моё Привидение». Ставили её в 2007-м и 2019 году. И каждый раз исполнители роли Привидения серьёзно травмировались, – объясняет Ирина Владимировна. – Кроме разных примет, существует ещё театральный этикет – нельзя выходить на сцену в грязной обуви, за кулисами должен быть определённый порядок, есть строгие требования к костюмам, ведь они – часть сценического образа.
Уже 34 года неразрывно связана со сценой руководитель и режиссёр-постановщик театра-студии Ирина Фатеева. Она полна творческих идей, мечтает о новых проектах… и гастролях. Тем более что коллективу есть с чем выйти к зрителю.
На сегодняшний день в народном театре служат 34 творчески подкованных актёра от 13 до 56 лет, в репертуаре – более 20 пьес. В 2022 году «Каморка» готовится отметить свой 20-летний юбилей.
– Я сторонница классической театральной школы. Не люблю, когда театр превращают в шоу. Ведь за спецэффектами не видно человека, его души, – рассуждает Ирина Владимировна. И с ней трудно не согласиться.