наверх

Страна ледяного ужаса

«ПК» № от 23 октября 2014

Сто пять лет назад началась великая гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана – ГЭСЛО – под командованием генерал-майора Ильи Сергеева, а затем капитана второго ранга Бориса Вилькицкого.

Имена русских исследователей Арктики, или Страны ледяного ужаса, как называл её Фритьоф Нансен, на века вписаны в историю, а в начале XX века список пополнили фамилии участников этой экспедиции. Её шестилетняя история – готовый сюжет для приключенческого оскароносного блокбастера. 

Итак, 27 октября 1909 года из Кронштадта вышли суда, водоизмещением 1200 тонн каждое, это ледоколы «Вайгач» – под командованием Александра Колчака и «Таймыр» – под командованием Бориса Давыдова. Заметим, подготовка такой экспедиции вскоре после Японской войны – отдельная патриотическая героико-приключенческая история. А тогда, в 1909 году, экспедиции ГЭСЛО на ледокольных пароходах предстояло выполнить съёмку арктического побережья Российской империи и островов Северного Ледовитого океана и доказать возможность круглогодичного мореплавания по Северному морскому пути, что и было сделано. 

В январе 1910-го экспедиция совершила переход из Балтийского моря через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыла во Владивосток. До конца года её суда вышли к проливу Беринга и в Чукотское море. Эти походы стали последней экспедицией Александра Колчака в Арктику, он отозван в Главный морской штаб. А командиром ледокола «Таймыр» назначен Фёдор Матисен. Затем его на должности командира ледокола сменил 7 апреля 1913 года Борис Вилькицкий, а 16 августа того же года капитан второго ранга Б. Вилькицкий назначен начальником гидрографической экспедиции. 

В 1913 году экспедиции поручают составить гидрографическую опись северных берегов России до полуострова Таймыр и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути. Однако мыс Челюскин закрыт льдами, и Б. Вилькицкий решает обойти их. 21 августа 1913 года, находясь к северу от полуострова Таймыр, участники экспедиции, вахтенным начальником был Николай Евгенов, под крики «Земля!» увидели неизвестный остров, получивший после обследования название архипелаг Земля Императора Николая II, который переименован в СССР в архипелаг Северная Земля. Об этом открытии командир экспедиции Б. Вилькицкий доложил императору, прибыв к нему в Петербург из Владивостока. Затем, уже после завершения экспедиции, в 1916 году МИД Российской империи уведомил зарубежные страны о территориальных правах России на известные и открытые острова в Арктике, которая стала нашей!

Экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под командованием капитана первого ранга Бориса Вилькицкого в 1914 – 1915 годах совершила первое в истории России, с одной зимовкой во льдах, сквозное плавание по Северному морскому пути. Завершилась экспедиция в разгар Первой мировой войны в 1915 году, но колоссальные научно-практические результаты плавания русских моряков были изданы после долгих мытарств спустя десятилетия. А судьба ледоколов экспедиции сложилась по-разному: «Вайгач» затонул в 1918 году, а «Таймыр» ещё долго ходил среди льдов и принял участие в спасении группы папанинцев. 

Однако участники гидрографической экспедиции Ледовитого океана, последней экспедиции императорской России, сделали и последнее великое географическое открытие, эпоха которых завершилась в 1913 году. Чтобы лучше понять подвиг наших моряков, сравните ледокол «Вайгач» 1913 года у острова Врангеля и атомный ледокол «Вайгач» в Енисейском заливе 2013 года. При случае, взглянув на карту Арктики, узнайте там знакомые имена наших полярников былых веков!

Русская полярная экспедиция 1901 года, что дошла до Таймыра, великая русская гидрографическая экспедиция, которая прошла от Владивостока до Таймыра и Архангельска, утвердили приоритет России – СССР – Российской Федерации на владение арктическими территориями и морями вдоль нашего побережья и далее к Северу!

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт