наверх

Хотелось узнать больше

«ПК» № от 13 августа 2015
Хотелось узнать больше

Возможность почувствовать соприкосновение с важными историческими событиями, которые происходили на территории нашего округа много лет назад, предоставил для ребят департамент культуры ЯНАО.

В один из рабочих дней бригада школьников, которая уже больше месяца занята на благоустройстве города, отправилась в МВК имени Шемановского. Салехардремстрой, где подростки на период летних каникул были временно трудоустроены, поддержало инициативу и желание ребят узнать, почему этот участок железнодорожного полотна Чум – Салехард – Игарка считается объектом культурного наследия, какие события с этим связаны и почему у нас есть памятник паровозу, если нет железных дорог. Вопросов и во время субботника, и после него было много.

– Многие ребята не имели представления о существующем объекте. Надеюсь, что после посещения музея у них появится интерес побывать там ещё раз и посмотреть, всё ли в порядке. Я доволен, что мы приняли участие в таком нужном деле по благоустройству и очистке исторического объекта от зарослей травы и мусора. О том периоде мне самому известно немного, поэтому будет интересно послушать, – сказал мастер участка МП Салехардремстрой Алексей Урсу, который закреплён за школьной бригадой. Захотелось больше узнать после прочтения надписи на стенде, установленном на месте 501-й стройки, и всей команде трудового десанта, как призналась от их имени Дарья Саталкина, ученица второй школы.

О значимых и интересных моментах событий 1947 – 1953 годов, связанных с экономическим освоением северных территорий, рассказал старший научный сотрудник отдела новой и новейшей истории МВК Герман Бардин. Многим известно, что строили железную дорогу не только вольнонаёмные, но и заключённые. Перед ними ставилось условие: при выполнении или перевыполнении плана работ им могли сократить сроки заключения. Упоминается случай, когда через замёрзшую реку необходимо было перегнать первый паровоз, и машинисты отказались от рискованного задания. Тогда заключённым было предложено, если кто решится и перегонит паровоз на другой берег, будет освобождён. Вызвался один из тех, кто ради свободы был готов пойти на риск. Всё прошло благополучно, и заключённый получил право уехать в родные края раньше срока.

Несмотря на тяжелейшие условия труда и проживания были созданы бригады актёров и музыкантов из представителей культуры и искусства среди заключённых. Их выступления хоть немного, но скрашивали трудные и однообразные будни. С заботой о питании летом организовывалась бригада для сбора ягод и грибов.

Во время лекции Германа Бардина демонстрировались кадры старой киноплёнки, на которых ребята увидели первопроходцев стройки, бараки, в которых по 100 – 180 человек жили заключённые, моменты укладки рельс, датированных даже 1904 годом, – оборудование собирали по всей России из всего того, что сохранилось и имелось у ведомства путей сообщения.

– В музее есть предметы, относящиеся к 501-й стройке. Но на сегодняшний момент экспозиция пока не на обозрении. Думаю, по возможности мы всё-таки её выставим, – заверил Герман Бардин.

После лекции и просмотра фильма ребята посетили выставку «Творцы Победы», которая посвящена Ямалу и жителям округа, своим трудом приближавшим Великую Победу.

Фото:Артём ТЫТЮК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт