Салехард в сороковые, как и вся страна, жил непростой жизнью. При этом в городе шли кинопоказы и спектакли, устраивались выставки и концерты – люди старались хоть на время забыть о тяготах войны, воспрянуть духом.
Бои на театральных подмостках
В начале лета 1941 года Салехард ожидал гастроли Украинского театра музыкальной драмы и комедии. Как писала местная пресса, труппа прибывала в город 20 июня и должна была за месяц дать 16 спектаклей и 4 детских концерта. Первый спектакль «Ой, не ходи, Грицю, тай на вечорниці» по пьесе драматурга Михаила Старицкого был намечен на 23 июня. 22-го началась война.
– О возвращении театра и речи быть не могло, актёры остаются работать в Салехарде, спектакли идут в Доме ненца почти каждый день, показывают «Вия», «Майскую ночь», «Сорочинскую ярмарку», «За двумя зайцами», – рассказывает старший научный сотрудник отдела новой и новейшей истории МВК имени И.С. Шемановского Герман Бардин. – Есть любопытный документ: в июле 1941 года Совнарком РСФСР «в целях наибольшего и лучшего обслуживания трудящихся зрелищными предприятиями вынес решение о снижении цен на театральные билеты. Во исполнение этого решения в Украинском театре музыкальной драмы и комедии цены на билеты установлены от 2 до 5 рублей вместо ранее существовавших от 3 до 7 рублей».
Спустя год в городе был создан драматический театр Крайнего Севера. Один из первых его спектаклей был поставлен по написанной в том же 1942-м пьесе Константина Симонова «Русские люди», раскрывавшей всю тяжесть и боль военного времени. За первый театральный сезон спектакль показывали десять раз. Тепло было принято северянами и симоновское «Жди меня».
Важнейшее из всех искусств
– По театральным и киноафишам можно проследить, как со временем менялся репертуар, больше становилось героических спектаклей и фильмов, причём кино гораздо быстрее приспособилось к требованиям войны, – замечает историк. – Надо было поднять боевой дух народа, укрепить веру в победу, поэтому уже с осени 1941 года в Доме ненца, клубах консервного комбината и лесозавода демонстрируются художественные фильмы «Щорс», «В тылу врага», «Юность Максима», «Суворов» и другие. Чуть позже на экраны страны выходят «Оборона Царицына» – о событиях 1918 года, «Партизаны в степях Украины»... Стоит заметить, что хоть театральный и кинорепертуары изменились, в них осталось место для комедий, мелодрам, детских фильмов.
Помимо игровых лент салехардцам показывали документальные – «Ленинград в борьбе», «Разгром немецких войск под Москвой», «Сталинград», «Проконвоирование военнопленных немцев через Москву», выпуски «Союзкиножурнала» о происходящем на фронтах. В интервью прошлых лет старожил города Маргарита Ефимовна Ермакова, которой на начало войны было 14 лет, рассказывала: «Смотрели мы на экран, и такая ненависть нас охватывала. Хотелось схватить фашиста, привязать к дереву, и чтобы его комары и мошки заели. Страшнее пытки, мы, северные дети, не знали».
Ближе к зрителю
Перед спектаклями и кино и после просмотров устраиваются танцы – под духовой оркестр, под баян и радиолу. В город с гастролями приезжает Омская областная филармония, даёт концерты Герман Гауфлер, блестящий пианист, выпускник Ленинградской консерватории, сосланный в Салехард из-за немецкой фамилии. Организуются литературно-музыкальные вечера и вечера классической музыки.
– Концерты устраивались не только в клубах, часто артисты сами выезжали к зрителям. Так, в 1943 году коллектив драматического театра Крайнего Севера «обязался наладить в часы обеденных перерывов и после работы культурное обслуживание рабочих промышленных предприятий города», – Герман Бардин знакомит с ещё одним фактом. – Выступали в корпусном цехе судоремонтной базы и в бондарном цехе лесозавода. В программу концерта входили частушки и рассказы, танцевальные номера, выступление аккордеониста.
Мы танцуем и поём
В городе активно развивалась художественная самодеятельность. В 1943 году при клубе консервного комбината появился ансамбль песни и пляски. Коллективы окрздравотдела, поликлиники и больницы организовали при Доме санпросвета хоровой и драматический кружки. Дом ненца начал запись на занятия балетом и уроки по вокалу.
Есть документальные свидетельства того, что в 1943 – 1944 годах в городе по весне проводились смотры художественной самодеятельности трудовых коллективов и учебных заведений, проверяли, как перестроились кружки в дни войны, как отражают они в своём репертуаре оборонную тематику, готовы ли к обслуживанию рабочих и рыбаков во время предстоящей путины. Сотрудник музея приводит цифры: участие в смотрах приняли 360 и 485 человек соответственно, в 1944 году выступления посмотрели 3 тысячи зрителей. Ярким событием 1944 года стало создание сводного хора, который исполнил на смотре новый государственный гимн Советского Союза, пришедший на замену Интернационалу. Лучшим коллективам и исполнителям вручались почётные грамоты и премии.
Артисты-любители принимали активное участие в культурной жизни города. Ставили спектакли, проводили детские утренники, давали концерты, выступали на новогодних балах. Сборы от большинства представлений отдавали, как и труппа театра, в фонд обороны, в фонды помощи семьям военнослужащих и детям погибших фронтовиков, на строительство танков.
Я поведу тебя в музей
Ещё одним крупным очагом культуры в городе наряду с Домом ненца являлся окружной краеведческий музей. О его деятельности надо писать отдельно, поскольку жизнь учреждения была насыщенной. Сотрудники музея занимались библиографической работой, пополнением фондов, организацией стационарных и передвижных выставок на самые разные темы: от военных – «Героическое военное прошлое русского народа» до вполне мирных – о сельском хозяйстве. Так, в мае 1942 года в здании олентехникума работала сельскохозяйственная выставка, приуроченная к весеннему севу. Её музей организовал совместно с зональной станцией, чтобы «показать широким трудящимся массам, какие овощи и картофель лучше выращивать в наших условиях, как готовить семена к посеву, обрабатывать почву, ухаживать за растениями и т.д.».
– Люди по большому счёту оставались такими же, какими были до войны: тянулись к прекрасному, мечтали о праздниках, хотели маленьких радостей и событий, – резюмирует Герман Бардин. – И учреждения культуры им помогали не забыть, что такое жизнь без разрухи, голода, смерти.