наверх

Учимся в тундре

«ПК» № от 8 апреля 2021

Кочевые школы законодательно урегулируют

В Салехарде прошло выездное заседание комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре по теме «Особенности реализации общеобразовательных программ в кочевых школах».

Председатель комитета Лилия Гумерова, заместитель министра просвещения России Екатерина Толстикова и представители федерального ведомства в течение четырёх дней знакомились со спецификой образовательных организаций нашего округа в сфере кочевого образования.

Посетив Ямальский многопрофильный колледж, Лилия Гумерова отметила, что опыт обучения в нём заслуживает огромного уважения, изучения и распространения. «Получая разные специальности, всем студентам чётко поставлена задача владения одним из языков коренных малочисленных народов Севера. Такой опыт важен для сохранения многообразия культур, народов и языков. Определённые направления нуждаются в законодательной поддержке, в том числе лицензирование кочевого обучения», – подчеркнула сенатор. Высокие гости также посетили детский сад и малокомплектную начальную школу в Аксарке и Горнокнязевске и были приятно удивлены уровнем оснащения учреждений, чутким и заботливым отношением к детям, у которых есть возможность учиться с сохранением языка и традиций своего народа. Наличие в интернатах этноплощадок с настоящим чумом одно из подтверждений. 

На встрече губернатора Ямала с представителями комитета Совета Федерации и Министерства просвещения РФ речь шла о необходимости развития кочевого обучения. «Одна из наших важных задач – дать детям тундровиков хорошее образование и возможности для самореализации, поэтому сама система образования на Ямале имеет свою специ­фику. Мы неплохо продвинулись в части законодательной базы для кочевого обучения, но по некоторым вопросам требуются решения на федеральном уровне», – сказал Дмитрий Артюхов.

По словам Лилии Гумеровой, важность кочевого образования отмечает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, ссылаясь на необходимость сохранения культурного многообразия нашей страны. И это задача не только Минпросвещения РФ, но и других министерств.

Кочевые школы сегодня есть в нескольких субъектах Арк­тической зоны страны, и их работу регламентирует региональное законодательство. В будущем необходимо перевести регулирование на федеральный уровень, заявила в недавнем интервью коллега Лилии Гумеровой сенатор от Ненецкого автономного округа Римма Галушина. Она считает, важно и дальше развивать модель кочевой школы, позволяющей, не отрывая детей от семьи и привычного уклада, обеспечить их подготовку к получению дальнейшего образования. 

На Ямале почти 19 тысяч человек ведут традиционный кочевой образ жизни, занимаясь охотой, оленеводством, рыболовством. Более 10 тысяч детей из числа коренных жителей учатся в школах, из них три с половиной тысячи проживают и находятся на полном государственном обеспечении в школах-интернатах. Там они изучают предметы этнокультурной направленности, занимаются северным многоборьем, в учебных мастерских воспитанников готовят к труду по профессиям, необходимым в оленеводстве и рыболовстве. Группы в школах комплектуются по семейно-родовому принципу: братья и сёстры живут вместе в одной семье, большая часть воспитателей – представители коренных народов. А суть регионального проекта «Кочевая школа» – в максимальном приближении обучения детей коренных малочисленных народов Севера к местам кочевий. Если дети вместе с родителями проживают в тундре, то обучение происходит в специально созданных чумах либо модульных зданиях, оснащённых необходимым оборудованием. Педагоги работают вахтовым методом, зачастую непосредственно в местах кочевий. Модель используется, когда семьи тундровиков проживают на большом расстоянии от населённых пунктов. Отметим, недавно губернатор ЯНАО объявил о выделении чумового капитала для кочующих семей, в которых рождается третий ребёнок. Это существенная помощь и стимул, для того чтобы растить детей согласно вековым традициям предков.

«Очень много наработок сегодня у регионов. Есть уже готовые ответы на вопросы, в том числе и в ЯНАО. По целому ряду позиций ямальское образование занимает передовые места. Этот опыт обязательно нужно учитывать и транслировать в те регионы, где он мог бы быть полезен», – сказала на итоговом заседании Лилия Гумерова. 
Участники заседания считают, что помочь развитию кочевого образования призвана и федеральная программа «Дети Арктики». 
 

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт