Оленеводством на Ямале стали заниматься две тысячи лет назад, и этому есть доказательство.
Предложение за предложением пишется рассказ. Год за годом археологический памятник Усть-Полуй ведёт своё повествование, раскрывая ныне живущим на земле людям во всех деталях историю жизни тех, кто впервые пришёл сюда десятки веков назад.
Святилище щедро на сюрпризы. Что ждёт учёных в этом году?
Где-то там, глубоко под землёй
Пришёл июль, а с ним и новый долгожданный сезон раскопок. На этот раз предстоит обследовать площадь в 150 квадратных метров. Прежде работы на данном участке не велись. Поэтому в первую очередь археологи вооружились лопатами и геодезическим оборудованием. Так, при помощи электронного тахеометра они быстро и точно фиксируют поверхности, объекты и их границы, высоту залегания и месторасположение вещей, чтобы потом всё это можно было перенести на бумажный плоскостной план.
– За предыдущие годы мы сумели вскрыть и изучить около десяти различных очагов, – рассказывает старший научный сотрудник окружного Научного центра изучения Арктики Андрей Гусев. – Следы пребывания людей – вещи как фрагментированные, так и целые, остатки деревянных конструкций, моста, древнего рва – позволяют нам узнать о быте, образе жизни, мировоззрении тех людей, которые здесь обитали две тысячи лет назад. Археология – это на сегодняшний день единственный способ изучения столь глубокой древности, поскольку письменные источники датированы лишь XVII – XVIII веками, и всё, что было и происходило на территории Западной Сибири, можно узнать только благодаря раскопкам.
И узнать удалось уже немало и часто удивительного. Так, например, ещё недавно считалось, что оленеводство в наших краях возникло 500, максимум 1000 лет назад. Однако найденным деталям оленьей упряжки не менее двух тысяч лет. Учёные пока затрудняются сказать о размерах древних стад, но то, что олени уже тогда использовались в качестве транспорта – факт неоспоримый. Кроме того, обнаруженные артефакты доказывают, что на Усть-Полуе отливали металл и, возможно, даже изготовляли ткани.
– Люди здесь не жили, – говорит Андрей Васильевич. – Они приходили сюда с какой-то периодичностью. Мы предполагаем, что здесь наряду с обрядами шёл обмен знаниями, обсуждались какие-то соглашения, происходило объединение для военных походов. Такой центр, где люди вели переговоры об устройстве жизни, своих коллективов. Причём центр довольно широкой округи, поскольку артефактам, которые мы находим на Усть-Полуе, есть прямые аналоги на северо-востоке Республики Коми и Ненецкого округа, а также в восточной части Ямала – Надымском и Пуровском районах.
Бери лопату, пошли копать
Раскопки проводятся в рамках реализации окружной долгосрочной целевой программы «Развитие научной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа в области археологии на 2012 – 2015 годы». Ямальским учёным помогают студенты Уральского федерального университета. Три года назад они впервые приехали сюда из Екатеринбурга на практику, а теперь наведываются в Салехард по собственному желанию во время каникул уже как друзья и коллеги. Кстати, горожане также могут принять участие в этом увлекательном процессе, причём в любой день. Выходной у археологов бывает лишь в дождливую погоду. Для сведения: работа будет вестись до конца июля. Вот только все найденные вещи себе оставлять нельзя, они будут переданы Музейно-выставочному комплексу имени Шемановского.
– После того как мы заканчиваем полевой этап, найденные коллекции моются, описываются, измеряются, фотографируются, вносятся в таблицы с указанием расположения найденной вещи, её размеров, сохранности, – продолжает Андрей Гусев. – Из этого формируются отчёты о проведённых раскопках. Зимой же мы более подробно изучаем артефакты и анализируем. Не предугадать, что таит в себе земля, но каждый год мы находим что-то новое. Это открывает нам историю северного края, который не перестаёт удивлять.