С достижениями школьников ямальской столицы в области дополнительного образования знакомы не только в России, но и за её пределами.
Стремление к изобретению
Как рассказала начальник управления воспитательной работы социальных гарантий детства департамента образования Салехарда Елена Павловская, одним из приоритетных направлений в области дополнительного образования детей является научно-техническое творчество. В рамках выполнения программы внедрения образовательной робототехники в школьный учебно-воспитательный процесс, департамент образования Салехарда совместно с Российской ассоциацией образовательной робототехники организовал обучающие курсы и семинар «Образовательная робототехника: возможности, особенности, перспективы развития». С целью привлечения детей и молодёжи к научно-техническому творчеству, развития интереса к конструированию, программированию был проведён городской конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла к воплощению». Ребята представили очень интересные работы и изобретения, что доказывает рост интереса к изобретательной деятельности. Об этом же говорит и увеличившееся с трёх до одиннадцати количество объединений научно-технической направленности, которые охватывают 410 учеников.
В конце апреля салехардские школьники участвовали в окружной Ассамблее юных изобретателей, проходившей в Надыме. Команда, состоявшая из Романа Баннова, Алексея Канарейкина, Павла Родина и Григория Киргизова, получила диплом III степени. В том же месяце ребята приняли участие во Всероссийском фестивале «РобоМир» и заняли седьмое место.
Впервые в первой школе были проведены соревнования «Состязания роботов», победители которых приняли участие в межрегиональном туре международных состязаний роботов в Челябинске, где вышли в финал. В начале прошедшего учебного года состоялись занятия в интенсивной школе для одарённых детей, в которой приняли участие более ста старшеклассников. Весной была организована ещё одна школа для юных изобретателей, и в ней прошли обучение тридцать учеников.
Самым значимым для юных салехардских изобретателей стало участие в межрегиональном туре международных состязаний роботов, где ребята показали всё, на что они способны, и вышли в финал. Ученица первой школы Валентина Щетинина в составе российской команды «Магнит» приняла участие во Всемирной олимпиаде роботов в Малайзии и показала высокие результаты.
Сильнее, выше, быстрее!
На протяжении вот уже шести лет учащиеся второй школы являются лидерами среди юных инспекторов дорожного движения в Салехарде и абсолютными победителями окружного конкурса «Безопасное колесо», а также призёрами всероссийских соревнований. В прошедшем учебном году честь города и Ямала на Всероссийском конкурсе юных инспекторов дорожного движения защищали Милана Дегтярёва, Василиса Прохорова, Роман Павлика и Дмитрий Бакеев. Ребята в общей сложности завоевали семь призовых мест, из них два первых места в общекомандном зачёте – за «Основы безопасности жизнедеятельности» и в индивидуальном зачёте «Автогородок». По результатам всех этапов юные салехардские инспекторы принесли Ямалу четвёртое место.
В течение учебного года в общеобразовательных учреждениях города проводятся школьный и муниципальный этапы «Президентских спортивных игр» и «Президентских состязаний». В активе салехардских ребят немало призовых мест в отдельных видах спорта, а также побед в личных зачётах.
Городская Спартакиада школьников проводится ежегодно с сентября по май и включает в себя легкоатлетический кросс, общую физическую подготовку, волейбол, баскетбол, настольный теннис, мини-футбол и эстафету. Победителей делегируют защищать честь города на следующих этапах. В итоге команда первой школы заняла второе место на окружных соревнованиях в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол – в школу».
Взрастить патриотов
В настоящее время в системе образования города определена стратегия развития детских и молодёжных организаций, движений, формируется общественная заинтересованность в их функционировании, накоплен определённый опыт в этом направлении. Достаточно хорошо отработана структура детских и молодёжных объединений, органов ученического самоуправления и регламентирована их деятельность. Главными направлениями деятельности молодёжи являются гражданско-патриотическое, социально-общественное, краеведческое, интеллектуально-развивающее и музейное дело.
В общеобразовательных учреждениях новый импульс получило социальное проектирование обучающихся. В прошедшем учебном году, в рамках Школы актива под девизом «Салехард – наш город!», прошло два этапа городского конкурса социальных работ «От создания проекта – к развитию личности», целью которого было формирование межэтнических и межкультурных отношений в школьной среде. Дипломом I степени был удостоен социальный проект выпускницы первой школы Екатерины Недождий «Наши курсы русского языка – для мигрантов». За эту же работу на окружном конкурсе социальных проектов «Деловая молодёжь Ямала» Катя завоевала грант в сумме 20 тысяч рублей. Второй двадцатитысячный грант за проект «Выборы» получили старшеклассницы первой гимназии Ксения Передерина и Ксения Рязанова. Помогали грантообладателям педагоги Лидия Мухина, Наталья Вторушина и Александра Иржанова.
Детское волонтёрское движение в Салехарде начало развиваться совсем недавно, но, несмотря на это, ученики проявляют к добровольческой деятельности большой интерес. Уже сегодня в созданном городском волонтёрском объединении участвует 60 учащихся общеобразовательных учреждений. По инициативе сектора воспитательной работы и дополнительного образования московский центр социальных технологий провёл с юными альтруистами два обучающих семинара с тренинговыми занятиями.