Плодотворной была работа археологов на местах древних поселений в высоких широтах региона.
Юг – север, запад – восток
Так традиционно новые исторические вопросы поставил памятник Юръ-Яха III на полуострове Ямал. Это средневековое поселение обнаружила ямальский археолог Анна Брусницына ещё в 1997 году. Но очередь до него дошла только в июле этого года, когда под руководством старшего научного сотрудника Андрея Плеханова и при поддержке Межрегионального экспедиционного центра «Арктика» учёные приступили к его раскопкам. На памятнике обнаружены три погребения. Два ориентированы по направлению юг – север. Третье, оно хорошо сохранилось, ориентировано по оси запад – восток и перекрыто деревянными плошками. Учёным теперь предстоит выяснить, кем был умерший, что его похоронили иначе. Также из экспедиции на Ямал привезены: железный нож с бронзовой рукоятью, фрагмент бронзового браслета с изображением медведя и другие интересные зооморфные находки, которые ставят новые вопросы о населении полуострова в древности.
Древние чаши Ирана
Однако самой интересной, с феноменальными результатами, оказалась экспедиция в окрестности озера Парисенто в центральной части полуострова Гыдан. О них подробно рассказали на пресс-конференции в ИА «Север-Пресс» научные сотрудники Центра изучения Арктики Андрей Гусев и Андрей Плеханов. Они подчеркнули, что в ходе археологического обследования обнаружено восемь местонахождений средневековых артефактов, среди них фрагменты керамических сосудов, железные наконечники стрел и другие изделия. Археологи отметили, что получили экспедиционную возможность побывать в слабоизученной и отдалённой части округа. Здесь, на Гыдане, при раскопках специалистами был неожиданно обнаружен уникальный набор находок.
– Мы рассчитывали на традиционные для тундровой зоны памятники – обломки керамических сосудов на выдувах, утерянные когда-то в древности вещи. А обнаружили совершенно неожиданный по своему богатому набору археологический объект, включающий чашу иранского производства, нож с бронзовой рукоятью и ножны IX – XII веков нашей эры, – сообщил Андрей Гусев.
Он отметил, что подобные артефакты известны из других археологических памятников на полуострове Ямал, теперь они найдены на Гыдане. Бронзовые чаши иранского производства с полуострова Ямал выставлены в Ямало-Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского в Салехарде, поэтому идентифицировать находку не составило труда. Попадали такие вещи в тундру в результате торгово-обменных операций, получивших большое развитие с конца I тыс. н.э. А уникальность Гыданской чаши из Ирана в том, что это на сегодняшний день – это самая северо-восточная точка распространения таких изделий.
Нож с бронзовой рукоятью и бронзовые ножны, напротив, изготовлены местными обскими или приуральскими мастерами-литейщиками. Они также могли попасть к тундровикам вследствие обмена. Археологи отметили, что расположение памятников и характер находок говорят о том, что полуострова осваивались, вероятно, западносибирским населением примерно в одно время.
Тайны старых могил
Летом 2016 года учёные продолжили комплексные археолого-антропологические исследования на уникальном памятнике Зелёный Яр, представляющем собой два могильника VIII – IX и XIII веков нашей эры, а также поселенческий слой VI – VII веков нашей эры. В полевом сезоне на могильнике Зелёный Яр обнаружено более двухсот новых артефактов. Именно здесь в начале текущего века впервые экспедицией Натальи Фёдоровой были найдены мумии девочки Ика, которая при жизни была принесена в жертву, и рыжего воина, прекрасной сохранности, с мечом и огромным боевым топором. Тайны этих находок ещё не раскрыты, не проведены и генетические исследования.
Всего археологами в зоне Зелёного Яра вскрыты и изучены восемь захоронений, из них два детских и одно женское. Обследовано средневековое кострище, где найдено большое количество битой керамики и фрагменты бронзовых изделий. Кострище использовалось продолжительное время, о чём говорит наличие довольно плотного красного прокала.
– Главной особенностью нынешних работ на памятнике стал хорошо сохранившийся антропологический материал с погребений и мумифицированных останков людей. Он позволит более углублённо изучить значимые вопросы: заболевания людей, травмы, патология, гигиена и расовая принадлежность средневекового населения, оставившего этот могильник, – пояснил сотрудник Центра изучения Арктики Александр Гусев.
Он, как руководитель проекта, рассказал, что комплексные исследования мумифицированных останков ребёнка, которые обнаружены на некрополе Зелёного Яра в 2015 году, продолжают московские учёные из Института молекулярной генетики РАН. А петербуржские учёные из Института экспериментальной медицины устанавливают, какими заболеваниями страдал ребёнок при жизни. К изучению феноменальной ямальской находки подключились южнокорейские исследователи из Сеульского национального университета. Они намерены определить расовую принадлежность ребёнка и выполнить реконструкцию лица.
Кроме того, учёные ряда институтов параллельно с дальнейшими исследованиями мумии Зеленоярского могильника предполагают провести масштабный проект по изучению древней микробной и паразитарной ДНК в обширной коллекции костей и почвы с этого могильника. Полноценное изучение уникального археологического комплекса Зелёный Яр позволит внести серьёзный вклад в историю формирования населения крайнего севера Западной Сибири в прошлом, что имеет серьёзное значение понимания демографических процессов для настоящего и будущего азиатской части России.