Возможность для творческой самореализации за короткий промежуток времени предлагают ребятам занятия в интенсивных школах города. Одна из них больше привлекла любителей химии, физики и географии.
Не успели оглянуться, как позади остались два первых месяца учёбы. И вот наконец каникулы – самое любимое время для школьников. Их ждут с особым нетерпением, и не только потому, что наступает перерыв в учебном процессе. Начиная с 2012 года, в школах и учреждениях дополнительного образования Салехарда в каникулярное время традиционно проводятся интенсивные школы, программы которых направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Ребят ждут коллективные дискуссии, деловые игры, активная исследовательская деятельность, защита проектов, они выступают не только в роли исследователей и проектировщиков, но и экспертов.
По организации всесторонних условий для творческой самореализации учащихся бесценный опыт накоплен у учителя географии третьей школы Ларисы Гилёвой. На этот раз работу творческих мастерских интенсивной школы она решила посвятить предстоящему 150-летию со дня открытия Дмитрием Менделеевым Периодического закона химических элементов. Тема программы «Лучи Менделеева» как раз обозначает многогранный талант русского учёного: химика, физика, геолога, метеоролога, нефтяника, воздухоплавателя, приборостроителя.
В рамках интенсивной школы с участием более двадцати педагогов третьей школы шла работа над проектами «Трубопроводные маршруты Ямала», «Центр России», «Вверх на аэростате», «Высокоширотный морской ход», «Чемоданных дел мастер», «Учёный шпион, секрет пороха», «101 химический элемент». Восьмиклассники создали выставку «Лучи Менделеева». Собравшись в группы, в составе которых оказались ребята из разных классов и школ города, юные исследователи работали с архивными документами, конструировали наглядный материал, встречались с научным сотрудником Центра изучения Арктики.
Учеников 10 класса заинтересовала первая модель аэростата, которую разработал Дмитрий Менделеев, и ему даже удалось подняться на нём в воздух.
– Своим проектом мы занимались на протяжении четырёх дней. Модель необходимо было собрать из подручных средств: мы взяли два пакета на 60 литров, совместили их, а в качестве топлива расплавили воск и вату, – рассказывает десятиклассник Кирилл.
Полученная модель смогла повиснуть в воздухе только со второй попытки, а причиной первой неудачи оказалась безветренная погода.
По словам куратора проекта «Чемоданных дел мастер» Веры Сухоруковой, перед ребятами ставилась цель: выяснить, почему так называли Дмитрия Менделеева. В ходе исследований оказалось, что изготовление чемоданов, переплёт книг было хобби великого учёного. Ребята провели огромную работу по поиску нужной информации, побывали в Научной библиотеке МВК имени И.С. Шемановского, где полистали ценные музейные экспонаты. А в Центре внешкольной работы на лазерном принтере создали макет чемодана по эскизам учёного и расписали его, используя элементы национальных узоров народов Севера. Для выполнения художественной части проекта посетили мастер-класс в Арт-центре «Окружной дом ремёсел».
– Творческие мастерские работали на разных площадках города: в МВК, «Недрах Ямала», в Центре внешкольной работы, Арт-центре. Отмечу, что всегда на предприятиях и в учреждениях города идут нам навстречу, находят время для встреч, бесед, мастер-классов, экскурсий, – говорит руководитель интенсивной школы Лариса Гилёва.
А её итогом всегда становится яркая, эмоционально насыщенная и просто окрыляющая юных исследователей защита проектов. Заряд уверенности, массу впечатлений и новых открытий получают не только школьники, но и педагоги. Интересно, на какую тему будет направлен следующий «мозговой штурм»?