наверх

Сила материнской линии

«ПК» № от 28 ноября 2019
Сила материнской линии

Будни и выходные Елены Рыбиной всегда наполнены делами и заботами, а главный офис для неё – это свой дом.

Люди маленького города

Было удивительно при нашей первой встрече стать свидетелем того, как хозяйка огромной кухни вела деловую беседу по телефону, одновременно терпеливо реагируя на просьбы пятилетней дочери Саши и предлагая мне уютно расположиться в комнате. Наше общение с Еленой Рыбиной продолжило тему телефонной беседы, как оказалось, очень для неё важной.

– Наша семья, которую составляют не только я, муж и наши дети, а ещё мои родные и двоюродные братья, а также наши дяди, организовала общину по названию нашего хантыйского рода – «Ай вош ёх», что означает «Люди маленького города», – разъясняет моя собеседница.

При всех сложностях и трудностях по определению истоков современникам удалось установить первоначальную территорию поселения хантыйского рода «Ай вош пай» – устье реки Войкар в Шурышкарском районе. При попытке сосчитать его численность на день сегодняшний сбились на третьей сотне, но до седьмого колена дошли, признаётся Елена Александровна.

Хотя у моей собеседницы только мама – ханты, а отец – русский, у мужа корни русские и татарские, они связывают свою жизнь с этносом народа ханты:

– Мы выбрали для себя мамину культуру, потому что живём на этой земле, мы с детства во всём этом воспитывались. И мой отец – приверженец больше хантыйской культуры – всю свою сознательную жизнь провёл среди этого народа, его быта и традиций.

Вот такой значительной оказалась для родных роль Натальи Александровны Горшковой-Ребась, мамы Елены, в выборе жизненных приоритетов!

От бабушки – маме, от мамы – дочке

Для дочери каждое мамино слово напутственное, образ жизни – пример для подражания. Именно она даёт первые уроки по тем навыкам и умениям, которые передаются по женской линии из поколения в поколение.

– Когда мне было 12–14 лет, мама учила меня шитью, объясняла, что у нас одежда многослойная, что хантыйские платья шьют из разно­цветного ситца. Мне было интересно – я научилась шить себе платья, увлекалась плетением бисером, выделывала шкурки и мастерила что-нибудь, – вспоминает Елена свои детские годы. – И когда я начала вести своё домашнее хозяйство, стала замечать: какие-то вещи я делаю так, как делала моя мама. Она тоже была когда-то дочкой, и значит, что-то в своей жизни воспринимала от своей мамы, моей бабушки. Вот оно – связующее звено в продолжении поколений.

Глубокое понимание предназначения женщины Елена подтвердила для себя, участвуя в недавно прошедшей межрегиональной научно-практической конференции по сохранению и развитию хантыйского языка. В своих выступлениях ведущие лингвисты, приехавшие из соседнего Ханты-Мансийского округа, отмечали: когда мама – представитель народа, тогда, конечно, проще сохранять культуру, язык, обычаи, потому что папы сегодня дистанцируются от воспитания детей, и этим больше заняты мамы.

Уместным будет отметить, что в работе этого форума Елена Рыбина участвовала не только как руководитель родовой общины, а больше в качестве председателя правления местной общественной организации Салехарда «Национально-культурная автономия ханты «Пулнгават».

Талантливый семейный ансамбль

Быть мамой, считает Елена Александровна, предназначение не из лёгких, а мамой многодетной – тем более. Но она смогла выстроить внутрисемейные отношения так, что дети стали помощниками и по дому, и в общественной жизни по сохранению и продвижению хантыйской культуры. Старшему сыну Игнату одиннадцать лет, он уже имеет достижения в спорте, в творчестве – поёт и танцует в семейном национальном ансамбле, прекрасно читает стихи, хорошо рисует и даже снялся в художественном фильме. Восьмилетняя дочь Варвара учится во втором классе, она тоже активная и талантливая участница ансамбля, а по дому первая мамина помощница. А мама уже научила дочек рукодельничать: шить сумочки, украшать их бусинками, придумывать и создавать платья для кукол. Пока до шитья национальной одежды девочкам ещё рановато, убеждена мама. Сама она серьёзным образом взялась за это, когда была в отпуске по уходу за ребёнком:

– Я сидела дома, надо было чем-то себя занять. Невозможно же только кастрюльками и плитой заведовать. И тогда я начала снова шить и вспоминать то, чему меня учила мама! Сначала на себя одно платье сшила, потом второе, третье. Тут родилась дочь, значит, и её теперь надо одеть. Потом подумала про обувь и украшения.

Поехала к маме за советом, и у неё для полного комплекта национальной одежды нашлись «нюки ваи», так называют ханты летнюю обувь, выделанную из оленьей шкуры. Как оказалось, их сорок лет назад Наталья Александровна сшила для своей мамы, а теперь они пригодились и для дочери.

Талантливый семейный ансамбль в национальных костюмах уже разучил немало танцев и песен на языке ханты, его приглашают на праздники в детские сады – утренники, посвящённые дню округа, Вороньему дню и другим. Семья Рыбиных – участники национального коллектива ханты, созданного при ЦКиС «Геолог», а летом она окунается в мир хантыйской культуры и фольклора вместе с другими семьями, когда проводится языковой лагерь за городом. В условиях, приближенных к исконной среде, взрослые и дети общаются на родном языке, участвуют в мастер-классах, рисуют оленей, с удовольствием разгадывают загадки, вспоминают пословицы, рассказывают стихи и поют песни. А дома в семейном кругу мама продолжает уроки по усвоению языка ханты:

– Сели кушать, я говорю: это хлеб – нянь, это чай – шай, это ложки – нялы, а они повторяют. Мы учимся приветствовать друг друга, говорить «спасибо» маме: «Пумасипа, ангки!»

Моим детям повезло

Благодарить маму дети могут в течение всего дня, начиная с самого утра, – за вкусно приготовленный завтрак, за заплетённые косички и за то, что увезла в школу на занятия и в детский садик, а вечером – за сытный ужин, за помощь в приготовлении уроков, за подсказки, как лучше скроить куклам платье, за интересные рассказы про древний род ханты.

– Моим детям повезло, потому что я на работу не хожу. С утра встала и уже на работе, могу легко и с удовольствием совмещать домашние дела с общественными и с бизнесом, в котором помогаю мужу. Он владелец частной фирмы вместе с партнёрами, а я у них бухгалтер-экономист, и мой офис дома, – рассказывает многодетная мама. – И у меня по­явилось больше времени быть мамой. Иногда сяду и думаю, как я устала! Но вспомню свою маму, бабушку, в их глазах я никогда не замечала подобного, а только заботу и любовь. И они придают мне сил, словно крылья вырастают за спиной! Под ними я укрою своих детей, помогу им в жизни быть добрыми и сильными.

Фото к статье
Сила материнской линииСила материнской линииСила материнской линии
Фото:из архива Елены РЫБИНОЙ
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт