наверх

Лудим, паяем, IP починяем

«ПК» № от 19 марта 2020
Лудим, паяем, IP починяем

Старые и новые профессии – экскурс в прошлое и взгляд в будущее


По смене трудовых специальностей и производственных интересов хорошо заметен социально-образовательный прогресс на Ямале.

(Продолжение. Начало в № 6  от 6 февраля 2020 года)

В начале тридцатых годов в регионе и в первую очередь в Салехарде стали появляться принципиально новые профессии. Породила их начинающаяся индустриализация страны. 

Именно в 1930-м было принято решение о строительстве в Салехарде рыбоконсервного завода по переработке пресноводных пород рыб. Естественно, что проектировали и строили его приезжие специалисты. Но его существование в условиях малограмотного населения региона затем потребовало и создание школы по подготовке специалистов начального и среднего звена.

В Салехарде создали фабрично-заводское училище (со временем это ГПТУ), где вместе с рабочими профессиями обучающиеся получали начальное или семилетнее образование. Среди профессий консервщиков, радистов, электриков, дизелистов, электромехаников, рыбообработчиков, мастеров по ремонту консервного механического и электрооборудования готовили здесь также токарей, слесарей и крановщиков. Это всё были профессии, которые требовали специального образования и технических знаний.

До войны на Салехардском рыбозаводе начали работать уже подготовленные специалисты среднего звена из местных кадров. Они ремонтировали конвейеры подачи рыбы, а также консервное, холодильное оборудование, на жестяно-баночном – внедряли рацпредложения по экономии жести и олова при изготовлении консервной банки, ремонтировали суда рыбного флота – в затоне и на пирсе сдачи рыбы. Флот работал на сборе рыбы с песков, связь судов с берегом держали радисты флота также из Салехарда. Оборудование на рыбозаводе совершенствовалось и требовало технических специалистов, поэтому со временем из ФЗУ стали выпускать рулевых-мотористов, помощников капитана и других специалистов уже консервной отрасли.

На заводе в плановом режиме готовили специалистов из числа коренного населения региона – они получали общее и специальное образование. Салехардский завод обучал промышленных специалистов как по изготовлению и ремонту технического оборудования, так и технологов по выпуску консервов из рыбы, птицы (куропатка) и оленины. Эти консервы выпускали до войны и в военный период.

После Великой Отечественной рыбная промышленность Ямала получила мощный импульс развития – это было единственное в регионе того времени крупное производство. Заводы действовали в Салехарде, Тазовском, Аксарке и других центрах региона, в Лабытнанги работал базовый холодильник.

Образование системы колхозов и совхозов в регионе привело к созданию средне-специального учебного заведения, где готовили специалистов по оленеводству и ветеринаров. Культурная революция потребовала открытия педагогического училища, и профессии воспитателя и учителя начального образования стали массовыми. В послевоенное время была открыта фельдшерская школа – медицинское училище. Там готовили акушеров, фельдшеров, медсестёр, преимущественно обучая коренное население.

В целях просвещения и создания специалистов для работы в тундре были образованы: культпросветшкола для подготовки специалистов среднего звена – киномехаников, клубных работников, режиссёров и так далее; торговая школа – готовили товароведов, продавцов, специалистов по работе с пушниной. И уровень образованности стал заметно расти.

Это был первый героический период преобразований в округе, о чём, к сожалению, начинают забывать. А в середине шестидесятых годов прошлого века был начат второй виток индустриального освоения региона, который вызвал к жизни новые профессии.



 Продолжение следует.

Фото:из электронного архива автора
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт