наверх

Обдорск: станционный смотритель

«ПК» № от 21 октября 2021
Обдорск: станционный смотритель

Так начиналось почтовое сообщение на Севере

Сто пятьдесят лет назад, 28 февраля (по старому стилю) 1871 года, граждане Обдорска на сходе решили создать в селе почтовую связь.

Зимой на оленях, летом на лодках

Обдорск к середине XIX века – это крупный в масштабах того времени государственный и торговый центр на Крайнем Севере Западной Сибири. Отсюда управляли огромной территорией, где жили ненцы и ханты, а обороты торговой ярмарки в Обдорске достигали сотен тысяч рублей. Между тем почтового сообщения с уездным городом Берёзово, с губернским Тобольском село не имело. Всю корреспонденцию местным чиновникам, купцам и прочему люду доставляли с оказией. Поэтому жители Обдорска в 1870 году обратились к губернским властям с просьбой о разрешении ситуации.  

На это Тобольская губернская почтовая контора направила официальное письмо тобольскому губернатору. Тогда она находилась в ведении Министерства внутренних дел, которое занималось не охраной порядка, как сегодня, а различными благоустроительными делами. В письме губернский почт­мейстер Андрей Адлерберг ходатайствовал об открытии почтовой конторы в Обдорске. В частности, он отмечал, что жители села испытывают большие затруднения с получением и отправкой различной корреспонденции. «В Обдорске, – писал он, – проживает большое количество торговцев, рыбопромысловиков и других людей, которые лишены возможности получать почту и отправлять корреспонденцию. Для этого им часто приходится самостоятельно ездить в Берёзово. Кроме того, в Обдорске находятся миссионерство и его школа, а также отдельный участковый заседатель (на современном языке глава города. – Прим. авт.). Они частную, казённую корреспонденцию, финансовую помощь получают через продолжительное время после её прибытия в город Берёзов». 

«Ввиду этого, – продолжил Адлерберг, – Тобольская губернская контора МВД предлагает проложить почтовое сообщение от Берёзово до села Обдорска и там учредить почтовую станцию с приёмом всякого рода корреспонденции, о чём обращались граждане Обдорска. Они согласны даже сделать пожертвования на первоначальное образование необходимого почтового сообщения. При его устройстве каждый подрядчик будет обязан построить на почтовой станции избу с русской печью, а не с чувалом (открытый очаг из дерева или камней с нависающим дымоходом. – Прим. авт.), как существует у нас. А плата содержателям земской и почтовой гоньбы дала бы возможность существованию инородцев и улучшила их материальный быт» (система земской гоньбы выполняла транспортно-коммуникационную задачу и обеспечивала проезд должностных лиц и доставку документации в пределах уезда. Её финансовое обеспечение возлагалось на крестьян, в обязанность которых входило содержание на земских станциях определённого количества лошадей. – Прим. авт.).

Приведя другие доводы в пользу открытия тракта, почт­мейстер пишет, что доставка корреспонденции в Обдорск из Берёзово возможна зимой на оленях, летом на лодках. И что для начала можно организовать это сообщение в опытном порядке на два года. Если оно окажется полезным, то сделать постоянным. А для того чтобы «не вводить казну в лишние расходы», он предлагает, чтобы обдорское общество «в своих же интересах выделило бесплатно помещение из двух комнат – одну для станции, вторую для станционного смотрителя с отоплением и освещением. Сотрудника будут направлять в командировку в Обдорск из Тобольска». 

Приговор общего собрания сельчан

В этом же документе приводится расстояние от Берёзово до Обдорска – зимой по зимнику и летом по воде – 420 и 377 вёрст соответственно (одна верста – 1,06 км. – Прим. авт.). Здесь же намечены пунк­ты станций в поселениях между Берёзово и Обдорском, где обитали инородцы. Зимой это юрты – Землянская, Качетавская, Кушеватская, Куноватская, Мужевская, Войкарская, Журимкарская, Вандзейская, Собская и Обдорская. А летом по воде – Пугорская, Тегинская, Сорокопугорская, Кушеватская, Куноватская, Лангевожская, Питлярская, Параватская, Вандзейская, Собская и Обдорская. Расстояние между станциями составляло около 35 вёрст.  

Также почтмейстер предлагал «взять подписки от держателей земской гоньбы, за какую плату они будут согласны возить почту два раза в месяц». В начале 1871 года держателем Берёзовского стана был Иван Макаров, от юрт-поселений ханты – Алексей Сандрин, Кирилл Возелов, Дмитрий Кондыгин, Андрей Серасхов, Иван Тайшин и другие. Сумма, которая выплачивалась серебром в год держателю гоньбы за доставку корреспонденции, составляла от 1 447 рублей летом до 2 200 рублей зимой. 

28 февраля 1871 года жители села Обдорское на общем собрании «составили приговор, что, согласно предписанию Его Превосходительства Тобольско­го губернатора Берёзовскому окружному исправнику от 08.01.1871 года за №101, изъявляем желание уступить впредь на два года дом для помещения всякого рода коррес­понденций и для проживания станционного смотрителя. Для этого согласны ота­пливать его и доставлять для него освещение за свой счёт без всякого от казны пособия, что и удостоверяем своими подписями». Согласие подписали около 40 жителей села. 

Вскоре последовали распоряжения губернатора и департамента МВД о почтовом отделении в Обдорске. Так решение его граждан дало начало учреждению почты в нашем городе. Остаётся найти упоминание, где в Обдорске находился первый станционный смотритель. Вероятно, в старом центре города, в начале современных улиц Ленина, Свердлова, Республики. 

После образования Ямало-Ненецкого округа в Обдорске в начале 30-х годов образовали окружную контору связи, но это другая история. А сегодня в округе действует 111 отделений почтовой связи России в 97 населённых пунктах региона.

 

Фото:Использованы документы ГА ЯНАО: Фонд пользования, Оп.2, д.4. ЭК-38; по ГА г. Тобольска Ф.152.Оп.44. Д.85.
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт