наверх

Калейдоскоп национальных традиций

«ПК» № от 16 июня 2022
Калейдоскоп национальных традиций

Ремесленная и музыкальная Россия на гостеприимной ямальской земле 

Конкурс, ярмарка, игровая программа, мастер-классы от умельцев из разных уголков страны, насыщенная концертная программа и традиционное яркое костюмированное шествие – так прошёл в Салехарде первый день международного этнофестиваля «Душа тундры», завершившись на следующий день в Горнокнязевске.

Как разбудили ткацкий станок

Два дня проходил фестиваль на нескольких площадках, стартовав конкурсом народного творчества «Мастерица Ямала». С утра 11 июня в Окружном центре национальных культур умелицы соревновались в шитье национальной ненецкой сумки. А после вместе с другими участниками очень красивого костюмированного шествия прошли по улице Чубынина до Культурно-делового центра, на площади которого развернулась ярмарка ремёсел. Мастера ямальские и из других российских регионов предлагали свои товары. Тут же можно было попробовать свои силы в резьбе по кости и дереву, в ткачестве, в гончарном ремесле, кузнечном деле… 
В глубине большой палатки за станком, какие были у наших предков, ряд за рядом ткала разноцветную дорожку мастер декоративно-прикладного искусства из Окружного дома ремёсел Евгения Маклакова. Довольно большой станок, украшенный резьбой, 20 лет назад сделали на заказ ижевские мастера. 
– Я начала заниматься ткачеством ещё в институте в Санкт-Петербурге. У меня было направление «гобелен», но наша преподаватель, которая вела меня по ткачеству, руководила этноклубом «Параскева» при Государственном этнографическом музее. И всему, что я умею, у неё научилась. Сегодня показываю, как делать дорожки, потому что это быстро и зрелищно. У нас в фонде Дома ремёсел есть и скатерти, и полотенца, которые я ткала на этом станке. Чтобы заниматься этим ремеслом, прежде всего нужны усидчивость, внимание, сосредоточенность, терпение, потому что результат получается не сразу. И нужно много места для такого станка. Мы его «разбудили» для фестиваля, потом придётся снова сложить и спрятать до очередного подобного события, – рассказала мастер.

Зачем варят бересту

В соседней палатке Галина Курганова, член Союза мастеров традиционных промыслов Югры, проводила мастер-класс по обработке бересты в традициях тегинских ханты. Галина Михайловна привезла с собой свежую кору, ещё пахнущую берёзой.
– Я её с полмесяца назад сняла, с внутренней стороны она жёлтенькая – летом береста теряет коричневый зимний слой. Из летней хорошо делать чаши, берушки для ягод, хинт, который за спиной носили как рюкзак. Раньше, когда не было брезента, берестой летние чумы покрывали. Заготавливали летом, затем рулонами ставили в котёл и варили, после чего она становится мягкой, эластичной и не ломается. Куски бересты складывали примерно в три слоя и сшивали в огромные полотнища. Помню в детстве, как папа брал такой сшитый берестяной кусок на рыбалку, делал небольшой шалашик на случай дождя. Береста состоит из многих слоёв. Если верхний снять, она становится податливее. 
Для украшения изделий из берёзовой коры Галина Курганова привезла прутики из черёмухи. Когда расщепила первый прутик, неожиданно все почувствовали очень яркий запах этого дерева. Галина Михайловна говорит, что её дом всегда пахнет или черёмухой, или берестой. 

И монетка на счастье

Больше 20 лет народный мастер Республики Хакасия Тойон Чарков вместе с отцом занимаются изготовлением шаманских бубнов по древним шаманским традициям. Потомственный мастер из рода Чарковых говорит, что пришёл к этому не сам, так судьба распорядилась. 
– Не я так решил, просто перенял знания. Две-три недели уходит на один инструмент. Очень много энергии отдаёшь, когда изготавливаешь бубен, поэтому важно сохранять баланс – сделаешь много, от себя отнимешь. 
По словам Тойона, «в последние десять лет больше людей становится на путь саморазвития, самопознания», отсюда и интерес к шаманскому бубну. По всему миру его используют во время обрядов – камланий, при медитации и для лечения звукотерапией.  
Мастер традиционного шитья из села Булава Хабаровского края Лилия Куйсали – представитель коренного малочисленного народа ульчи, привезла в Салехард очень красивые женские халаты, украшенные национальными узорами. Они вышиты валиком, двух- и однотамбурными швами. Если рассматривать каждый, то увидишь умело замаскированные изображения животных и растений. Вот морда тигра, медведя, вот рыбка, речная черепаха, а вот птица, которая ест рыбу. Этому умению Лилия Викторовна учит булавинских девочек в Детской школе искусств. Сама одета в прекрасное платье, тоже украшенное ульчской вышивкой. 
А какой красивый русский костюм у Виталии Зварич, мастерицы из Вологодчины! Она и её супруг Александр привезли вологодскую керамику с ручной росписью – лёгкую, приятную на ощупь, пригодную и для запекания, и просто в обиходе. Как только Александр – народный мастер по керамике, выставил гончарный круг, к нему выстроилась очередь из желающих попробовать себя в гончарном ремесле. А на другом краю площади не было отбоя у наковальни салехардского мастера кузнечного дела Николая Зайцева – никто не уходил без монетки на счастье.   
Вечером широкая ярмарка «Мир ремёсел» сменилась концертной программой участников конкурса народного творчества и приглашённых артистов. На следующий день в природно-этнографическом комплексе в Горно­князевске фестиваль «Душа тундры» продолжился. А завершился награждением победителей конкурса «Мастерица Ямала». Приятно отметить, что третье место заняла Сусанна Баландина из Салехарда.
 

Фото к статье
Калейдоскоп национальных традицийКалейдоскоп национальных традицийКалейдоскоп национальных традиций
Фото:Андрей ПЛЕСОВСКИХ
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт