наверх

О медведе и орле из уст в уста

«ПК» № от 30 июня 2022
О медведе и орле из уст в уста


Знания предков передают молодёжи

В Окружном центре национальных культур мастер-класс «Медвежьи игрища» провёл хантыйский поэт, этнограф, кандидат исторических наук, автор множества публикаций из Ханты-Мансийска Тимофей Молданов. 

К каждой песне свой танец

Тимофей Алексеевич родился в 1957 году в деревне Юильск Ханты-Мансийского автономного округа. Окончил Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. Работал ведущим научным сотрудником отдела истории, археологии, этнологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. В последнее время обучает молодёжь обрядовым танцам и сценкам. 

«Медвежьи игрища» – один из свя­­щенных обрядов народов ханты и манси. Сегодня почти не осталось его знатоков. Носители традиционной культуры считают, необходимо чаще проводить игрища, передавать знания следующему поколению, как в старину, –  из уст в уста. Именно этим и занимается Тимофей Молданов. Благодаря ему заработал проект «Этноакадемия», в рамках которого учёный проводит курс «мастер-ученик». Под его руководством молодые люди изучают танцы и сценки из медвежьего праздника, учатся говорить по-хантыйски.

Проводя мастер-класс в Салехарде, Тимофей Молданов с удовольствием отметил, что собравшиеся знают свой родной язык: «В Ханты-Мансийске не всегда меня понимают, когда я говорю на хантыйском, на мастер-классы приходит большинство  тех,  кто не знает родной язык». 

Оказывается, медвежьи игрища включают в себя более 400 песен, и к каждой есть свой танец. Во время обряда исполняется до 200 ритуальных песен и танцев. По словам мастера, культ медведя был на всех территориях, где живёт этот хозяин леса, а сохранили его только два народа – ханты и частично айны.

– Наши народные песни записывали ещё в 19-м веке, сегодня мы их расшифровываем. Когда мифологию начинаешь разбирать, становится ясно, что ханты и манси – братья родные. Это один род – род Орла. И орёл обязательно присутствует в медвежьих танцах – парит, осматривает землю. Это духи покровителя наблюдают за нами – нарушаем мы или нет те или иные законы природы. Чтобы народу сохраниться, надо помнить традиции предков. Например, жители Японии и Китая свои обычаи плавно перенесли в городскую жизнь, – привёл пример Тимофей Молданов.

Сакральное действо

Мастер-класс был организован для участников проходившего в эти дни в Салехарде международного этнофестиваля «Душа тундры» и всех, кто интересуется культурой северных народов. 

– Встреча затянулась на четыре часа, расходиться не хотели, настолько было интересно и познавательно, – рассказала руководитель центра сохранения и развития народной культуры ОЦНК Ольга Терентьева. – Тимофей Алексеевич объяснил, почему в сценках и танцах именно так одеваются участники игрищ, почему лица надо закрывать, почему медведя заносят и платками покрывают, жертвоприношения делают, и многие другие тонкости. 

Как и всякий обряд, медвежьи игрища – сакральное действо, по словам Ольги Терентьевой, в них допускаются только мужчины. Они и добытчики медведя, и участники всего, что связано с этим священным животным. Медведь считается защитником народа ханты.

– К сожалению, у нас на Ямале мало мужских коллективов, которые бы интересовались этой историей. В Салехарде собирают информацию о медвежьих игрищах Геннадий Кельчин и Валентин Вальгамов. На мастер-классе тоже были в основном женщины из разных муниципалитетов. Мы в Окружном центре национальных культур занимаемся сбором материалов для нашего фольклорного фонда. Затем реализуем его в концертных программах и в работе клубных формирований и ханты коллективов, которые работают по округу. Всё, что узнали на мастер-классе, также будем применять в нашей деятельности для сохранения культуры народа ханты, – заверила Ольга Терентьева. 

 

Фото:Сергей АФАНАСЕНКО
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт