Как из способного ребёнка вырастить гения
На интенсивных сменах, организуемых Центром выявления и поддержки одарённых детей Ямала, встречаются юные изобретатели и учёные, будущие экологи и мэтры искусства. В 2023-м, объявленном Годом знаний в регионе и Годом педагога и наставника в России, школьники вместе с учителями продолжат поиски нового, неизведанного.
С первыми победами
Уже засияли звёздочки, о которых наставники рассказывают, не скрывая гордости. Среди них – девятиклассник третьей школы Мир Керимбаев, победитель космической смены «Цифровой лесничий». Как рассказал руководитель Центра Дмитрий Молоков, полученные навыки по обработке спутниковых сигналов из космоса Мир продолжит совершенствовать во время следующей смены, которая намечена на вторую половину января. Имеющаяся здесь уникальная по своему оснащению лаборатория космической инженерии включает учебную станцию приёма и передачи спутниковых данных, УКВ-приёмопередатчик, всё необходимое для работы с учебными моделями спутников. В основе комплекса – стенд моделирования и профессиональная платформа малого космического аппарата.
Для юных биологов и экологов оборудована лаборатория биоинженерии и прогрессивного растениеводства, где проходят занятия по агро-, био-, экологическому направлениям и освоению Арктики. Оборудование позволяет будущим учёным проводить опыты и изучать местную флору, заниматься сити-фермерством с применением методов гидро-, аква- и аэропонного выращивания растений. Одной из учениц десятого экологического класса третьей школы Дарине Шумаковой выпала честь представлять наш регион на всероссийском конкурсе по агрогенетике, по его итогам она попала в число финалистов. Ямальская школьница уверенно справилась с темами по микроклонированию растений, которые подробно изучались на сменах по экологии в лабораториях Центра.
В интенсивном режиме и дети, и наставники
Важный партнёр в практике работы с талантливыми ребятами, по словам Дмитрия Молокова, – образовательный центр «Сириус» в Сочи. Именно эта модель стала основой при создании и открытии в окружной столице два года назад уникальной площадки для наших вундеркиндов. На региональном уровне Центр активно сотрудничает с известными в России и в мире вузами, среди которых – ИТМО, МФТИ, МГУ, РГУ нефти и газа имени Губкина, Томский политехнический, Тюменский государственный университеты и другие. Новые направления в своей деятельности наметили начиная с февраля прошлого года с участием попечительского совета во главе с губернатором региона.
– Система работы с талантами в регионе совершенствуется, дополняется новыми элементами. Приобретение лабораторного оборудования за счёт государственной субсидии – это как раз результат совместной деятельности, – отметил Дмитрий Молоков. – Формируя план на 2023 год вместе с окружным департаментом образования, решили: необходимо собрать предложения из муниципалитетов, чтобы учесть их опыт в дальнейшей работе.
Как отмечает руководство средоточия ямальских пытливых школьников, оснащённые по последнему слову техники лаборатории позволяют проводить интенсивные смены по разным направлениям непрерывно.
– Когда одни школьники уезжают, в этот же день открывается смена для других ребят. Благодаря площадкам в опорных школах Ноябрьска, Нового Уренгоя и Салехарда можем проводить несколько смен параллельно. К примеру, преподаватели Томского госуниверситета провели занятия по математике в этих городах для ста двадцати ребят одновременно. Свыше трёхсот детей в осенние каникулы прошли обучение по проекту образовательных сертификатов. Одновременно будут проходить учебно-тренировочные сборы по подготовке к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников, который стартует в январе, – поделилась Евгения Горбунова, заместитель директора Центра выявления и поддержки одарённых детей.
К подготовке ямальских школьников привлекаются не только лучшие преподаватели топ-вузов страны, используется опыт известной Ассоциации победителей олимпиад, где на стажировке побывали учителя Ямала. Как раз работа с педагогическим сообществом на местах стала новым направлением деятельности Центра.
Так, в лаборатории цифрового производства в течение двух дней преподаватели технологии школ Салехарда и Приуральского района осваивали оборудование для прототипирования и трёхмерного моделирования.
Лаборатория оснащена лазерным гравёром, фрезерным станком с ЧПУ, 3D-принтерами, необходимым слесарным и крепёжным инструментом. Благодаря этому в лаборатории можно сконструировать изделие, смоделировать его сборку, получить трёхмерную модель и изготовить полноразмерные детали из дерева, пластика или лёгких металлов. Полученные знания педагоги Салехарда теперь не только применяют на уроках технологии, но и проводят их на базе лаборатории цифрового производства Центра.
Новая азбука Арктики
Многие из тех ребят, кто хоть раз побывал на таких уроках или обзорных экскурсиях по лабораториям, проявили желание заняться каким-либо проектом. Такой порыв только приветствуется, тем более в Год знаний, объявленный губернатором Ямала. «У нас сильный педагогический состав и много талантливых учеников и студентов – есть для кого стараться, – отметил Дмитрий Артюхов в соцсетях. – Нам очень важно, чтобы в XXI веке дети имели доступ ко всему передовому».
2023 год будет насыщен новыми возможностями для одарённых школьников. В округе пройдут Ямальские интеллектуальные игры, расширит охват предметов Полярная олимпиада, будет проведена серия интенсивных смен «АрктикУМ» по новым направлениям деятельности Центра, организована образовательная поездка на озеро Байкал.
Для тех, кто делает первые шаги в страну знаний, коллектив Центра к началу учебного года выпустил «Арктическую азбуку» с увлекательными интерактивными заданиями и развивающими упражнениями. В День знаний её вручили в подарок первоклассникам на торжественных линейках. Будущих первоклашек тоже ждёт познавательный сюрприз.
– Это будет новая «Арктическая азбука», в разработке которой принимает участие педагогический класс третьей школы – будущие учителя. В этом проекте старшеклассники помогают развиваться младшим. По их задумке, новая книга должна включить материалы о родном регионе, чтобы ребята больше узнали о своей малой родине, – поделился планами Дмитрий Молоков.
Как заверили в образовательном Центре, в будущем году не будет ни одного скучного дня без новых знаний, исследований, развития способностей и интеллекта. И по результатам всероссийской олимпиады школьников Ямал уверенно сохранит свои позиции среди лучших регионов по количеству победителей и призёров, а также в рейтинге поступивших в вузы на бюджет по физико-математическому, естественно-научному и IT-направлениям. Главное же, чтобы каждый талантливый ребёнок получил возможности развиваться и расти в соответствии со своим потенциалом.