наверх

«До сих пор тянет за штурвал».

4 февраля 2023 11:39
«До сих пор тянет за штурвал».

Ветераны неба поделились воспоминаниями о работе на Крайнем Севере

9 февраля вся страна празднует 100-летие гражданской авиации России. Это та отрасль, без которой просто невозможно представить Север в далёкие времена становления нефтегазовой отрасли, а с ней и строительство городов Заполярья.

Арктика прирастала во многом благодаря работе лётчиков. Освоение месторождений, строительство нефтегазовой инфраструктуры и новых городов – сотни тонн грузов и тысячи людей ежедневно перевозили по разным направлениям.

Накануне празднования знаменательной даты о своей трудовой молодости рассказали в ямальском представительстве в Санкт-Петербурге Николай Васильевич Козубенко, Евгений Вячеславович Сущевский, Леонид Александрович Лейченко, Иван Петрович Галушко и Сергей Алексеевич Вдовенков.  В 70-е, 80-е и 90-е годы они работали на Ямале, пилотировали вертолёты и самолёты в сложных условиях полярных широт. Они рассказали, что за время работы в салехардском аэропорту у них сложилось настоящее братство. Чего только не перевозили на вертолётах Ми-6 и Ми-8: балки на подвесе, буровые насадки, тракторы, людей и даже оленьи стада.

«Работа интереснейшая, опасная очень. Но каждый день ставили неординарные задачи. Слава богу, удача всегда была на моей стороне. Никто ни разу не пострадал, несмотря на опасности», –  вспоминает Иван Галушко, выпускник Кременчугского лётного училища.

Николай Козубенко и Леонид Лейченко дружат до сих пор. Они однокурсники, учились в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации. Николай Васильевич по распределению  попал в Тюмень, а оттуда – в Салехард.  В то время как раз осваивали новенькие Ми-6. Он, как старший штурман вертолётного отряда, набирал пилотов и переучивал их. На бортах доставляли продовольствие в фактории, осенью собирали детей в интернаты, а по весне развозили по стойбищам. Николай Васильевич говорит, в полётах было всякое: «Работа серьёзная. Не до шуток. Бывало, спина мокрая за штурвалом. Особенно тяжело летать зимой, когда кругом белым-бело, а GPS-навигации тогда не было».

А его коллега, выпускник Кременчугского лётного училища  Евгений  Сущевский, до сих пор помнит зимний комплект обмундирования, который им выдавали: унты, меховые штаны, шубу, трёхпалые варежки. С 1974 по 1997 год он работал в Салехарде. Налетал более 20 000 часов. Закончил лётную карьеру в должности командира воздушного судна Ми-8. Имеет звание «Ветеран труда», награду за трудовую доблесть. Говорит, что мечтали об авиации многие его сверстники, однако поступить в лётное училище было непросто. 

«Конкурс серьёзный. Медкомиссию проходил один, максимум двое из 10 человек. И на экзаменах отсеивались. Оставалось в лучшем случае двое из 10. Вот такой жёсткий отбор», – рассказывает Евгений Вячеславович.

Участники встречи, выйдя на пенсию, посвятили свою жизнь обучению молодых специалистов авиации. У многих из них династии в авиационной отрасли.


 

Фото к статье
«До сих пор тянет за штурвал».
Фото:Юрия МОРОЗОВА и из открытых источников
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт