Текущий год в ЯНАО объявлен Годом знаний. Система народного образования Ямала своими корнями уходит в девятнадцатый век – в Обдорск, который являлся культурно-историческим центром огромной территории Обского Севера.
Просвещению коренного и пришлого населения начало положила Русская Православная церковь. Там тогда полагали, что «образование и родной язык – это сущность духовной природы человека и народа и средство к его перевоспитанию и образованию».
По распоряжению церковных властей в 1832 году открыта Обдорская духовная миссия.
В 1846 году её священник Пётр Попов, по распоряжению Святейшего Синода, организует в Обдорске первую на Сибирском Севере школу для русских и инородческих детей.
Священник Петр Александрович Попов – первый русский учитель в Обдорском крае, а школу, что размещалась у него дома, он содержал нередко за свой счёт. Пётр Попов создавал первые буквари для коренного населения, начал работу по сооружению каменного храма Петра и Павла.
Также свой вклад в просвещение внесли и другие священники Обдорской миссии, например, Александр Тверитин. Они стремились создать письменность для северян. В конце девятнадцатого века при миссиях открывают школы для детей коренного населения. Большую известность получила просветительская деятельность настоятеля Обдорской духовной миссии отца Иринарха – Ивана Шемановского, имя которого носит окружной Музейно-выставочный комплекс.
Так в школе отца Иринарха получали образование Пётр Хатанзеев – создатель хантыйской азбуки и Иван Ного – создатель ненецкой литературы, они в дальнейшем формировали основы уже советской государственной системы национального образования коренного населения Севера.
На снимке – домик в начале улицы Республики, он находился недалеко от дома купца Корнилова в сторону речного вокзала. До революции в нём, а также в домике по ул.Свердлова, 36, располагались учебные классы духовного училища, миссии отца Иринарха, пансион для школьников. Спустя много лет здесь размещалась школа и кабинет партийного просвещения ОК КПССС, а потом – Клуб юных моряков.