Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации. В Ямало-Ненецком автономном округе таким органом является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по ЯНАО.
С 7 июня 2021 года у глав муниципальных образований, помимо привычного способа представления документов на регистрацию в бумажном виде, появилась возможность представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде. Срок представления документов в электронном виде такой же, как и на бумажных носителях, – в течение 15 дней со дня принятия муниципального правового акта.
Документы направляются главой муниципального образования в территориальный орган Минюста России только с адреса электронной почты муниципального образования на электронную почту Управления Минюста по Ямало-Ненецкому автономному округу. Пакет документов, направляемых на регистрацию в электронном виде, немного отличается от представляемых на бумажных носителях. Он даже меньше по количеству документов. Так, при направлении на регистрацию устава муниципального образования представляются:
1) устав муниципального образования;
2) решение представительного органа муниципального образования о принятии устава муниципального образования;
3) протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят устав муниципального образования;
4) сопроводительное письмо (с указанием перечня документов, представляемых на регистрацию; указанием адреса электронной почты муниципального образования и сведений об источниках и датах официального опубликования (обнародования) проекта устава, муниципального правового акта о порядке учета предложений по этому проекту и порядке участия граждан в его обсуждении, а также сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава (в качестве самостоятельных документов названные сведения не представляются).
Следует отметить, что документы должны соответствовать форматам, установленным приказом Минюста России.
Обязательным условием поступления документов на регистрацию в электронном виде является их представление с сопроводительным письмом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью главы муниципального образования или лица, исполняющего его обязанности.
Нарушение порядка представления документов в электронном виде или представление документов, не соответствующих форматам, определенных приказом Минюста России от 20.05.2021 № 79, влечет их возврат.
В случае принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования регистрирующим органом главе муниципального образования направляется уведомление о включении сведений об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации с указанием даты его государственной регистрации, даты размещения на портале Минюста России
«Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и его государственного регистрационного номера. Уведомление также направляется в электронном виде (на электронную почту муниципального образования).
Преимущества направления документов на государственную регистрацию в электронном виде заключаются в следующем:
- экономия времени, которое затрачивается на доставку документов посредством почтовой связи (документы поступают в территориальный орган Минюста России в день их отправления, и обратно в день отправления поступает в муниципальное образование уведомление о прохождении государственной регистрации муниципального правового акта), что особенно важно для отдаленных муниципальных образований, распложенных на территории округа, а также следует учесть погодные условия Крайнего Севера;
- экономия денежных средств на почтовых расходах (при почтовых отправлениях) и проезде на транспорте (в случае подачи документов лично).
В Ямало-Ненецком автономном округе главы муниципальных образований уже успели оценить все плюсы направления документов на государственную регистрацию муниципальных правовых актов в электронном виде. Так, с момента появления возможности направления пакета документов на регистрацию в электронном виде Управлением Минюста по Ямало-Ненецкому автономному округу зарегистрировано 37 муниципальных правовых актов.
Более подробно об электронной регистрации устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования можно узнать по телефонам отдела по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований: (34922) 5-20-36 (доб. 213/214).