Первая рыболовецкая школьная бригада на Ямале была сформирована весной 1943 года в салехардской школе № 1. Из добровольцев на путину отобрали самых надёжных, физически крепких и выносливых. Вошли в бригаду 18 старшеклассников, а возглавили её учитель химии Нина Леонтьевна Одинцева и учитель немецкого языка Яков Андреевич Реймер. В школьном музее хранят воспоминания тех юношей и девушек и знакомят с их трудовым подвигом современных учеников.
«Суровые, холодные зимы 1942–43 годов.
Нет топлива в школе. По решению школьного комитета ВЛКСМ учащиеся 8–10 классов рано утром шли на работу выкорчёвывать лесины изо льда. На одной школьной лошадёнке перевозили брёвна в школу. С 2-х часов дня учёба, учёба без скидки на усталость, а после уроков ещё предстояло пилить и колоть дрова».
«Сколько душевного тепла было у ребят друг
к другу и к нам, учителям. Летом, в период путины, нужно было за 80 км от дома работать наряду
со взрослыми по вылову рыбы. Работали по 10–12 часов. Тут же работали две бригады ненцев, опытных рыбаков».
Нина Леонтьевна Одинцева
Из путинного дневника:
«…8 июня 1943 года. Вчера «столкнули» экзамены, а сегодня даёшь рыбалку! Погрузились на утлый плашкоут и терпеливо ждём отправки. Нашу посудину зачалил на буксир махонький катер и потащил нас к устью Полуя. Девчонки на корме плашкоута тихо и грустно поют, а ребята ведут нескончаемый разговор о войне.
У каждого на фронте родные и близкие. Скоро и наш черёд».
«22 июня 1943 года. Вторая годовщина войны. Привезли почту. Юра Гржегоржевский получил извещение о гибели отца, мне сообщили, что погиб старший брат Николай при освобождении Донбасса».
«16 июля 1943 года. Нежданно вышли в «именинники». Окружком комсомола признал нас победителями соревнования среди ученических бригад, присудил переходящее Красное знамя. Из школы пришло поздравление: «Гордимся вами, так держать!».
Генрих Иванович Мингалёв
«…Было военное время, и после уроков в школе мы обязательно работали на нужды фронта. Кто на судорембазе (в том числе и я), кто на лесозаводе (в основном те, кто жил в районе реки Шайтанка), кто ещё где-то. Каникул, в сегодняшнем понимании, у нас не было.
Вспоминаю один случай. Я работал за токарным станком. Дело было вечером, очень хотелось спать. Чтобы удержаться на ногах, я непроизвольно взялся за патрон освещения, который был установлен над станком. Лампочки в нём, конечно, давно не было. Как-то один из пальцев случайно попал в патрон, а он был под напряжением. Меня тряхнуло так, что желание спать сразу пропало».
Георгий Антонович Ревнивых
«Я работала в колхозе «Красный Октябрь», так как мама была членом этого колхоза.
В первый год войны работали на обширных полях, расположенных над Полуем, начиная примерно
с территории канадской школы и примерно до стоматологии.
Таскали на носилках землю, удобряли, и так до начала учебного года. Когда начался учебный год, все учащиеся были распределены по следующим участкам: Салехардский рыбозавод, совхоз
«Салехардский» и т. д. Поскольку наступила осень, нам дали задание вязать сети. Была установлена норма.
В 1942–1943 годах мы уже выполняли более трудоёмкие работы. Особенно летом было много работы: заготовка кормов, обработка рыбы, старшие отправлялись на добычу рыбы. Очень трудно приходилось этим ребятам. Вылавливали много рыбы, но есть её запрещалось».
Маргарита Ефимовна Дьячкова (Ермакова)
«Мы работали в рыборазделочном цеху по 8–10 часов, кадровые рабочие 12–14 и более. Особенно было трудно в ночные смены, когда в цеху было холодно, неуютно, на улице пасмурно
и сыро, а с фронта поступали нерадостные вести… За смену мы обрабатывали 12–14 тонн рыбы. Как мы ни старались работать аккуратно, к концу смены были мокрые насквозь. Уставшие шли домой отдыхать, чтобы наутро снова начать работу.
Ученики работали почти во всех цехах. Мальчики в основном в жестяно-баночном и бондарном цехах. Ящиков надо было много, а ещё больше гвоздей, а их не было. Делали самодельные гвозди из белой жести. Старшие школьники работали ездовыми, возили на лошадях груз.
Все принимали участие в разгрузке и погрузке пароходов».
Ольга Ивановна Волошина (Буга)