наверх

И полцарства в придачу. Как магазины заставляют нас покупать больше, чем нужно

«ПК» № от 18 декабря 2014
И полцарства в придачу. Как магазины заставляют нас покупать больше, чем нужно

Пошла за хлебом, а вернулась домой с полными пакетами всякой всячины. Признайтесь, и с вами такое бывало, и не раз.

Магазинам главное – что? Правильно – выгода. Вот и стараются работники супер- и мини-маркетов различными способами заставить нас приобрести те товары, которые мы и не думали брать при походе в торговую точку. И, честно сказать, мы охотно ведёмся на их приманки. Американцы, которые любят проводить разные исследования, выяснили, что только 30 процентов всех покупок в современном обществе являются запланированными, в остальных случаях покупатель решает купить ту или иную вещь непосредственно перед прилавком. 

Так что же предпринимают продавцы?

Расположение

Вы заметили, что в супермаркетах наиболее востребованные товары (хлеб, молоко, овощи, фрукты) чаще всего располагаются далеко друг от друга? Профессионалы называют это «золотым треугольником». Чем больше в торговом зале будет таких «ценных» мест, тем большую площадь магазина обойдёт покупатель. А пока будет идти, что-нибудь да и положит к себе в корзину. 

Ещё один очень распространённый способ заставить купить лишнее – расположение сопутствующих товаров на одной полке. Например, пиво и сухарики с чипсами.

Музыка

Замечено, чем меньше посетителей в магазине, тем не комфортнее мы себя чувствуем и стараемся уйти, как можно быстрее. Заставит остаться в торговом зале фоновая музыка. И вот мы уже перестаём обращать внимание на отсутствие других покупателей и полностью погружаемся в процесс. 

Аромат

Запах свежей выпечки пробуждает аппетит. Оттого очень часто при магазинах открываются мини-пекарни. Этот одуряющий аромат вызывает желание, особенно по вечерам, когда вы возвращаетесь с работы и голодны, взять не одну булку хлеба, а ещё слойки, пончики, бублики, ну и маслица и колбаски граммов так двести-триста тоже можно прихватить. Так же действует на нас и запах свежемолотого кофе. 

Подарки

«Купите чай и получите кружку бесплатно», призывает наклейка на пачке. Даже если вам не нужна эта кружка, вы всё равно остановитесь. Здесь срабатывает истинно российский менталитет. Это же бесплатно! И никто не задумывается, что стоимость кружки уже включена в стоимость этой пачки. Тот же самый чай, но без «прицепа», находится где-нибудь в глубине полки и стоит, естественно, дешевле.

Ценники

К ценам с девятками на конце россияне уже привыкли. И сумма в 4999 рублей уже не действует на покупателей. Мы подсознательно понимаем, что это скорее не 4 тысячи, а пять. Но и тут продавцы нашли что делать, они отнимают от цены не один рубль, а несколько. Например, цена 2973 рубля подсознательно скорее будет восприниматься покупателем как 2 с чем-то, нежели 3.

Тележки

А вы знаете, что приобретёте на 20 – 30 процентов товара больше, если возьмёте тележку, а не корзинку? Тележка вызывает желание хотя бы прикрыть её дно товаром. Поэтому в магазине тележки всегда расставляют специальным образом: сначала ваш взгляд падает на самую большую, потом на тележку поменьше, и уже в самом конце идут обычные корзинки. 

Ещё один способ, широко применяемый в последнее время, – детские тележки. Вряд ли родитель осмелится выложить из такой тележки товары, которые положил туда маленький покупатель.

Продавцы

Существуют классические способы заинтересовать человека в покупке чего-либо. Например, вы ещё ничего не взяли, но вам были так рады, что подарили календарик, ручку, блокнот... Вам оказали маленькую услугу, о которой вы не просили. На подсознательном уровне вы чувствуете себя обязанным, вам хочется отблагодарить этого славного человека, и вы покупаете у него что-то, не изучая альтернативных предложений. 

Ещё один способ в психологии называется «выбор без выбора». Его суть заключается в том, что трудно ответить резким «нет», когда вас спрашивают, например: «Так на каком костюме вы остановились – на чёрном или бежевом?». В подобной ситуации вы сами себе покажетесь невежливым, если ответите: «Ни на каком». 

Так как всё-таки избежать непредвиденных трат и не покупать больше? Советы очень простые. Во-первых, отправляйтесь в магазин на сытый желудок, тогда никакой аромат не собьёт вас с толку. Составьте список необходимых в данный момент вещей и строго придерживайтесь его. Во-вторых, тележки берите только в случае, когда вы точно знаете, что покупок будет достаточно много. В-третьих, не верьте предложениям о бесплатном сыре, помните – это всё психологические ходы. Никакой экономии нет.

Приятных вам покупок! Берегите деньги, не покупайте лишнего!

 

Фото:рисунок Надежды СЕМЁНОВОЙ
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт