наверх

Если б не было войны...

«ПК» № от 2 апреля 2015
Если б не было войны...

Воскресный день 22 июня должен был стать обычным выходным, с привычными хлопотами, играми и купанием – по воспоминаниям очевидцев, лето 1941 года выдалось ясным и жарким. Но «...ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили...». Жизнь миллионов людей разделилась на ДО и ПОСЛЕ.

Для Натальи Козловой двухлетняя Катя – смысл жизни, лучик света, заставляющий улыбаться и придающий сил. Испытавшая на своём веку немало невзгод и страданий, бабушка желает своей внучке главного: никогда не знать тех бед и печалей, что выпали на её долю.  

Наташе было всего 14 лет, когда началась война. После объявления по радио о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз над селом Леуши (Ханты-Мансийский автономный округ) повисла гнетущая тишина, взрослые были подавлены, глядя на родителей, притихли дети. Они пока не понимали, что именно произошло, но чувствовали – случилось страшное. А потом началась всеобщая мобилизация. В книге «История села Леуши в документах и воспоминаниях его жителей» приводятся такие цифры: на фронт ушло 126 человек, вернулось – 38.

– Был призван мой отец Тихон Тимофеевич Ёлушкин, ушёл воевать старший брат, – рассказывает Наталья Козлова. – Вани не стало в 42-м, где его могила, так и не знаю, а отец вернулся домой в 1944-м. Я тоже рвалась на фронт, просилась: ну вон же Нюрка-соседка ушла медсестрой, возьмите, но от меня и других девчонок отмахивались: по возрасту не подходите.

Подвиги совершала в тылу. Ей, подростку, пришлось нелегко. Мама Анна Васильевна часто болела, потеряла зрение, и Наталья взяла все заботы на себя. Устроившись в колхоз, ловила рыбу, научилась боронить, пахать и сеять, пасла-доила коров. Вчерашнюю школьницу поставили заведующей фермой – грамотных, вспоминает, в селе было немного. После работы спешила домой, но не отдыхать. Надо было ухаживать за огородом, который спасал их с матерью от голода, шила и чинила одежду. Каждый день всем селом слушали сводки с фронта, горевали, когда речь шла об отступлениях, радовались, когда Юрий Левитан называл населённые пункты, освобождённые советскими войсками от фашистских захватчиков.

После войны Наталья уехала на Ямал. Какое-то время жила в Лабытнанги, потом перебралась в Салехард. Работала кассиром на автобазе, около 30 лет трудилась санитаркой в противотуберкулёзном диспансере. Но разве об этом она мечтала? Признаётся, если бы не война, стала бы врачом. Думала об этом с юных лет. В медицинский институт поступила бы обязательно – в школе училась хорошо. Вот и сын Виктор это подтверждает – и ему и брату и сестре мама всегда помогла при подготовке уроков, находила ответы на все вопросы. Но день 22 июня 1941 года разрушил все надежды и планы на будущее.

– Не надо, чтобы это повторялось, – говорит труженица тыла, – в мире надо жить, чтобы и сами и дети счастливы были. 

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт