По 12 часов в сутки, без выходных, праздников и отпусков. Усталость смертельная. Единственное желание: поскорее добраться до кровати и спать, спать...
Для Александры Ивановны Петрусевич День Победы – один из главных праздников. Слишком много воспоминаний связано с военными годами, на которые пришлась её молодость.
Красивый старинный город Златоуст в Челябинской области, известный как родина художественной гравюры на металле, русского булата, стальных пушек и первых морских ракет. Здесь в декабре 1921 года и родилась Саша Гурова. Имя и фамилию ей дали приёмные родители, настоящих отца и мать Александра Ивановна никогда не видела. Иван и Федосья Гуровы всегда считали Сашу своей дочерью и только, когда она подросла, открыли девочке тайну её рождения.
- Жили мы не богато, – вспоминает Александра Ивановна, – но не голодали. Окончила школу, работала телефонисткой. А потом началась война.
В первый день Великой Отечественной городская партийная организация и городской Совет депутатов трудящихся призвали всех жителей Златоуста «честно и самоотверженно работать на своём посту» во имя Победы. Повсеместно состоялись митинги. Город начал принимать предприятия, эвакуированные из западных районов страны. В течение июля – декабря 1941 года было принято и размещено оборудование 22-х промышленных и двух строительных организаций, трёх научных институтов, харьковский архив и орловский драмтеатр. Население Златоуста увеличилось на более чем 21 тысячу человек.
Александра пошла на завод. Для фронта город делал сталь и прокат, пулемёты и автоматы, авиационные пушки и противотанковые ружья, бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, артиллерийские приборы. А также часы для танков и самолётов, холодное оружие. К слову, почти 60 процентов штурмовиков, выпущенных в годы войны, были вооружены златоустовскими пушками. А армейские ножи с чёрными рукоятками, сделанные специально для Уральского добровольческого танкового корпуса, внушали врагам страх и уважение. «Шварцмессер панцерн дивизион» – танковый дивизион «Чёрные ножи» – так назвала немецкая разведка Уральский корпус на Курской дуге летом 1943 года.
- Я делала снаряды, – продолжает Александра Ивановна, – смена длилась по 12 часов, выходила то в день, то в ночь. Уставала так, что сил не было ни на что другое, как только на то, чтобы прийти домой и лечь спать. Соседка всё звала на танцы, а меня еле ноги держали.
На заводе выдавали продуктовые карточки на мясо, жиры, крупу. Этими бумажками все шкафчики в доме были забиты, потому что отоваривали только талоны на хлеб – 800 граммов на человека. По виду напоминающий коврижку, он был сырой, плохо пропечённый.
Александра Ивановна ненадолго замолкает.
- Сколько людей умерло от заворота кишок. Отоварят сразу все карточки, наедятся этого хлеба, и всё.
Все ценные вещи, что были в доме, поменяли на еду. Так как на базаре всё было дорого, мама – Федосья Гурова – ездила в деревню, привозила оттуда морковь и картошку. В конце 1942 года стало полегче – рабочим начали дополнительно давать булочку. Варили на обед похлёбку: вода, лапша, пять граммов растительного масла и соль.
Закончилась война, отгремели салюты Победы. К сожалению, Иван Гуров не дожил до этого светлого дня, умер в 42-м – не выдержало сердце. Александра устроилась в кислородный цех, заполняла кислородом баллоны. Здесь же встретила суженого. Казимир Петрусевич был родом из Каунаса. Во время войны его, как и других молодых людей, фашисты угнали в Германию. Три года проработал сапожником в Берлине. Этого Родина ему не простила – Казимир оказался в Златоусте. Молодые люди поженились. У четы родились две девочки и два мальчика. В 57-м семья перебралась в Салехард.
В этом году Александра Ивановна не сможет прийти на площадь Победы. Всему виной травма ноги. Поэтому проведёт 9 Мая дома. Но обязательно за праздничным столом и в парадном пиджаке с медалями.