наверх

От первого мгновенья до последнего

«ПК» № от 2 апреля 2015
От первого мгновенья до последнего

Время идёт. Ежегодно небо нашей Родины расцвечивается салютом Победы. А люди всё не могут забыть войну. 1418 дней и ночей. И всё это время – кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, каждый день чудеса мужества, стойкости, бесстрашия.

Вставай, страна огромная!

Шестьдесят девять лет минуло с того дня, как отзвучали залпы войны, войны самой страшной и жестокой. Постепенно, повинуясь земным законам, уходят из жизни участники этой битвы, но в памяти человеческой никогда не сотрутся воспоминания о ратном и трудовом подвиге советских людей, спасших планету от фашистского рабства.

22 июня 1941 года – горькая дата начала Великой Отечественной войны. Вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны фашистская Германия обрушила свою военную мощь на Советский Союз.

Через несколько часов после нападения вся страна, затаив дыхание, слушала обращение правительства к советскому народу: «Наше дело правое, враг будет разбит! Победа будет за нами!». В тот же день Президиум Верховного Совета СССР принял Указы «О военном положении», «О мобилизации» и другие, а через несколько дней гулким набатом, поднимающим советских людей на борьбу с немецкими захватчиками, прозвучали из репродуктора слова:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

По первому зову встанем грудью

Сразу же после передачи обращения по всей стране прокатилась мощная волна многолюдных митингов. 23 июня 1941 года на площади у Дома ненца собрались трудящиеся Салехарда на общегородской митинг. На нём присутствовало четыре тысячи человек. Все выступавшие, а это секретарь горкома ВКП (б) А.Т. Зенков, председатель исполкома окрсовета Г.П. Горин, секретарь горкома ВЛКСМ П.Г. Сабаш, окрвоенком Н.Т. Коршунов, стахановец судоремонтной базы Обьрыбтреста Измоденов, заявили: «…В любую минуту каждый из нас, все, от малого до старого, готовы взять оружие в руки, грудью защищать свою Родину, её честь и свободу!».

На митингах и собраниях, состоявшихся в первые дни войны, трудящиеся Ямало-Ненецкого округа продемонстрировали непоколебимое единство и сплочённость. Ярко отражает патриотические чувства резолюция митинга работников Салехардского совхоза: «Мы заверяем, что по первому зову партии и правительства грудью встанем на защиту нашей Родины». Подобного рода резолюции принимались в сотнях других трудовых коллективах.

С огромной душевной болью и тревогой, решимостью и пониманием встретили трудящиеся нашего края Указ о военной мобилизации. В Салехардский военкомат и военные столы исполкомов райсоветов стали поступать многочисленные заявления от жителей округа с просьбой о немедленной отправке на фронт. 23 июня 1941 года в Горпожарохране состоялся митинг, на котором присутствовало 45 человек. О своём желании добровольно вступить в ряды РККА заявили Жмакин и Смирнов. А на митинге работников судоремонтной базы Рыбтреста стахановец базы Новожилов заявил: «Где бы мы ни были – на фронте или в тылу, – мы будем чувствовать себя мобилизованными на защиту своего Отечества».

Белке – в глаз, фашисту – в сердце

23 июня 1941 года началась мобилизация военнообязанных 1905 – 1918 годов рождения. Мобилизации подлежало большинство мужского населения. Вечером 13 июля на площади напротив Дома ненца состоялся общегородской митинг, посвящённый проводам на войну. Председатель исполкома окружного Совета депутатов трудящихся товарищ Горин выразил уверенность в том, что призванные на защиту Родины в борьбе с врагом выйдут победителями. От имени призванных в действующую армию товарищи Тарасов и Сабаш заявили: «…Враг будет стёрт с лица земли. Наглый налёт гитлеровской шайки на нашу страну не пройдёт бандитам безнаказанно».

Со всех концов, за сотни километров потянулись добровольцы из местного населения: ханты, ненцы, селькупы. Они приходили из дальних стойбищ после многих суток ходьбы по болотам и тундре с просьбой отправить их на защиту Родины. В одном из заявлений, поданных в салехардский военкомат, охотник писал: «…Военному начальнику просьба большая. Посылай меня драться с крестогрудой зубастой собакой. Я белке в глаз попадаю, крестогрудой наглой собаке в сердце стрелять буду».

Все юноши-выпускники 1941 года школы №1 подали заявления о добровольном вступлении в ряды Красной Армии и отправке их на фронт. Военкомат Салехарда отправил на фронт более 4000 человек: каждый пятый салехардец ушёл защищать Родину.

Танки повернули вспять

Июнь 1941 года нарушил трудовой уклад жизни семьи Сенькиных из Салехарда. Идёт на фронт Владимир. В первые же дни войны пришёл в военкомат Яков и попросил направить его в действующую армию. Тихон ещё в 1939 году ушёл в Красную Армию, учился в полковой школе. В июле на фронт уходит Пётр. Много испытаний выпало на долю братьев Сенькиных. Не суждено было Владимиру дожить до светлого дня Победы, погиб он, защищая Ленинград.

За годы войны где только не были наши земляки. Они стойко приняли на себя страшный удар бронированного вражеского кулака в первые дни войны, отчаянно сражались под Ельней и Смоленском, защищали подступы к столице нашей Родине – Москве. А потом были сотни больших и малых сражений, и в каждом из них принимали участие и гибли наши соотечественники. Все дороги вели в Берлин. А по этим дорогам, по сожжённым русским городам и сёлам шли простые русские люди в серых шинелях.

Павел Ануфриев никогда не думал, что судьба забросит его с Крайнего Севера в чужие края. Он работал до войны полеводом колхоза «Путь Ленина» Шурышкарского района, а 26 июля 1942 года уже героически дрался с немецкими частями, отстаивая Старый Оскол. Испытал он и горечь отступления. В эти дни на лице солдата добавились лишние морщинки. Озверевшие немцы бросили к Белгороду отборные механизированные войска. Здесь зырянин Павел Ануфриев получил первое боевое крещение, был ранен и эвакуирован на Северный Кавказ.

И снова военные дороги… Среди бойцов морского десанта, высаженного на керченский полуостров, был и Ануфриев. С небывалой силой разгорелось сражение за Керчь, и разъярённые неудачей фашисты бросили в бой новые силы. Танки, как зловещие чудовища, шли к окраине города, где советские части держали оборону. На горсточку храбрецов шло шесть танков. Но люди оказались сильнее их. Четверо бойцов, среди которых был и Ануфриев, встретили вражеские машины огнём из противотанковых ружей. Было уничтожено два танка вместе с экипажами, остальные повернули назад. За проявленную в этом бою воинскую доблесть красноармеец Ануфриев награждён медалью «За боевые заслуги».

А потом Павел освобождал Севастополь. Именно здесь он уничтожил ещё четыре танка. Родина высоко оценила подвиг северянина, он был награждён орденом Славы III степени. Это была заслуженная награда. Три медали «За боевые заслуги» говорят о мужестве Павла Ануфриева.

В марте 1945 года он был ранен и направлен в тыл на лечение. Вскоре его демобилизовали. Когда поезд, уносивший Ануфриева в далёкую Сибирь, достиг Киева, по всем вагонам разнеслась радостная весть о Победе. И в эту минуту в памяти солдата промелькнули все пройденные военные пути-дороги.

Рядовые армии Победы

Таковым можно назвать Николая Тайшина, потомка знаменитого князя. Из далёкого северного посёлка Горнокнязевск попал под Сталинград, а ведь многие жители Севера никогда не выезжали за пределы своего района. В память о тех днях получил медаль «За оборону Сталинграда». За бои на Украине Николай Тайшин был награждён орденом Славы III степени. Много испытаний выпало на долю красноармейца, но выстоял, не дрогнул солдат, и в 1946 году с победой вернулся на родной Ямал.

Гвардейским миномётчиком был коми Иван Филиппов. Выросший у Полярного круга, он освобождал Польшу, штурмовал Кёнигсберг. Там же в Восточной Пруссии со своим огневым взводом был участником рейда по тылам врага. За боевые заслуги Иван Васильевич трижды был награждён орденом Красной Звезды. Три ордена за три месяца для начинающего 20-летнего офицера – это даже по тем временам не часто случалось.

Отдали свои жизни во имя Родины три брата Киселёвых. Константин Филимонович во время войны был военным лётчиком, командовал эскадрильей, погиб в воздушном бою в небе Польши 23 сентября 1944 года.

Николаю Киселеву не было и 18-ти, когда он добровольцем ушёл в специальный северный отряд лыжников с третьего курса Салехардского педагогического училища. Служил на Ленинградском фронте. Дрался с врагом под Орлом, освобождал Украину, форсировал Десну. Погиб 27 апреля 1945 года на подступах к Берлину.

Леонид Киселев после окончания военного училища попал на фронт. Начинал с командира взвода, потом стал командиром миномётной батареи. Погиб 18 марта 1943 года. Разделила война братьев, разделила навечно.

До боли закусывая губы

Первая похоронка пришла в Салехард на нашего земляка Дмитрия Дмитриевича Булыгина. До войны работал учителем в Салехардской начальной школе, потом её заведующим, затем директором Щугинской неполной средней школы. Но грянула война, и ушёл Дмитрий на фронт. Погиб солдат в ноябре 1941 года на Украине в возрасте 32 лет. Добрая память живёт долго. Остался в памяти своих учеников бывший учитель.

До Берлина дошёл ненец Мурта Хавич Пандо. Двадцатилетним юношей призван был в армию. Чёрный от пыли, в шинели, пропитанной потом, нахмурив брови и до боли закусывая губы, шёл солдат по сожжённым городам и сёлам, смотрел, запоминал всё. И в то мгновение, когда тяготы походной жизни отнимали, казалось, последние силы, солдат вспоминал родные края, свой Приуральский район.

Мобилизовавшись в 1946 году, снял солдат боевую шинель, и на его груди засверкали медали: «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За отвагу», орден Славы III степени, два ордена Красного Знамени.

В сентябре 1941 года стал участником войны Деомид Кузьмич Артеев. Коми по национальности, он проводил большую политико-просветительскую работу среди солдат, был надёжной опорой командира. Война предстала перед солдатом в её страшном обличье. Люди гибли, не успев сделать ни единого выстрела по врагу, а ведь каждый ехал на фронт с надеждой приблизить Победу. За доблесть и отвагу Деомид Артеев был награждён орденами и медалями. После войны работал председателем райисполкома Шурышкарского района. Его сын, Владимир Деомидович, продолжил дело отца, став известным общественным и политическим деятелем Ямала.

Пешком до Берлина, пора домой

Павел Максимович Дерендяев был призван на военную службу в июне 1942 года в Салехарде. Окружная столица отправляла тогда очередной отряд своих сыновей на фронт. По этому случаю на салехардском мысе, около могилы героев Гражданской войны, состоялся митинг. Произносились напутственные речи, плакали провожающие. Среди призванных было много пожилых мужчин: Василий Лёвин, Василий Пискунов, Фёдор Куковин, Иван Протопопов, Георгий Дружинин, Иосиф Канев и многие другие. Колёсный двухэтажный пароход увозил людей от родного города, от милых и родных людей в неизвестность.

Для Павла война закончилась на Малой Земле, когда было получено второе ранение. После войны вернулся Павел Максимович Дерендяев на Малую Землю, и какое-то странное чувство испытал он тогда: будто повинен в том, что остался жив, а его друзья полегли в тяжёлых боях. Только человек, побывавший в кромешном аду жесточайших сражений, хлебнувший сполна горечь потерь близких, поймёт, почему бывшим солдатам той далёкой уже войны до сих пор снятся фронтовые будни.

Некоторые бойцы-ямальцы воевали на оленьих упряжках. Незаменимые на некоторых участках фронта ездовые качества северных оленей особенно проявились в Великой Отечественной войне. Перевозка снаряжения и продовольствия на Кольском полуострове велась в основном оленьим транспортом. Оленеводы помогали вывозить раненых, разыскивать лётчиков и самолёты при вынужденных посадках, доставляли на фронт боеприпасы.

Женщины и война

Как несовместимы эти понятия! Из Ямало-Ненецкого округа ушли на фронт почти 500 женщин. В августе 1942 года из 56 девушек, только что окончивших десятый класс салехардской школы №1, 14 были призваны в армию. Разбросала их война по разным фронтам, многие погибли в сражениях, но в памяти народной они всегда останутся живыми. 

Галина Губина после окончания медицинских курсов ушла на фронт. Погибла в 1943 году. Марина Петровна Попова была призвана на фронт из посёлка Яр-Сале Ямальского района весной 1942 года и направлена на Сталинградский фронт. Затем на 2-й Белорусский в должности радиотелеграфиста. Прослужила в армии до октября 1945-го. После демобилизации приехала в родное Заполярье…

Елизавета Ивановна Хабарова была призвана в Красную Армию в 1943 году из посёлка Ныда. Прослужила до июня 1945 года телефонистом-связистом. Была участницей боёв за Курск, Воронеж, Киев. После демобилизации вернулась в родной посёлок.

Скорбное имя – солдатская вдова

Погибли мужчины, остались их жёны и дети. Сколько же на нашей земле женщин, кого судьба так жестоко покарала, назвала скорбным именем – солдатские вдовы. Это те, кто недолюбил, недомечтал. Это те, кто день за днём, заглушая душевную боль непосильной работой, вопреки всему ждали, ждали, ждали.

Многие, очень многие имена высечены на обелисках. Скорбные и очень страшные эти списки. И женщины-вдовы приходят к этим святыням, словно на встречу со своими мужьями.

Вдовья судьба – нелёгкая судьба. Мужчины не вернулись в родные края, а работы не уменьшилось. Место ушедших заняли те, кто остался: женщины, старики, подростки, а то и просто дети. Каждый жил во имя Победы. Всё, что можно было отдать, отдавали Родине – труд, одежду, свои сбережения, любовь, жизнь.

Долгими зимними вечерами пряли, вязали, шили, а придут в дом соседки, достанет солдатка из заветного сундука свёрток, в котором извещение: «Тарасов Виктор Васильевич, проявив геройство и мужество, погиб 13 января 1945 года…». Это извещение пришло 10 марта 1945 года в посёлок Аксарка Приуральского района.

«Здравствуй Мила и мои любимые ребята Ниночка, Витюшка и Рита! Сегодня решил написать ещё одно письмо. Пока жив и здоров…», – писал Пётр Николаевич Иванов своей жене в Салехард.

Мужья не вернулись. Детей надо было растить, чтобы перед совестью своей, перед памятью павших, перед людьми не краснеть. Нерадостными порой были вести, приходившие с войны, но люди верили, что враг будет разбит. Верили и солдаты, посылая короткие весточки. Нельзя без волнения читать эти пожелтевшие от времени листочки: «Привет из Старого Оскола! Сообщаю, что едем на фронт. Ждите письма… И ещё. Мне родина как-то приснилась. Интересно, какие сейчас ягоды?». Чуяло ли материнское сердце, что это было последнее письмо?

Вечный огонь – словно сердце

Время идёт неумолимо. Всё меньше остаётся тех, кто воевал, и тех, кто ждал с войны дорогих сердцу людей – сына, мужа, отца. Крепким сном спят в братских могилах, разбросанных по всей Европе, российские солдаты. Тысячи памятников и обелисков воздвигнуты над братскими и одиночными могилами. Одни – остроконечные, величественные – врезаются в безоблачную синь неба, другие – совсем неприметные – скромно приютились вдоль бывших фронтовых дорог. Обелиски, и ещё Вечный огонь. Ветерок колышет багровое пламя, и отсветы его ложатся на мраморные плиты. А может, это бьётся большое человеческое сердце? Оно молча рассказывает новым поколениям о сынах и дочерях России, не доживших до светлого Дня Победы.

Фото к статье
От первого мгновенья до последнегоОт первого мгновенья до последнего
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт