В России их – чуть больше четырёх тысяч. Почти половина живёт на Ямале – в Красноселькупском, Пуровском и Тазовском районах.
– Мы очень малочисленный народ, – говорит президент общественной региональной организации «Селькупы» Алексей Ириков.
В XVII веке, после прихода Ермака на среднюю Обь, часть селькупов ушла на север. Оставшиеся и сейчас живут в Томской области. Северяне же обосновались на Ямале. Селькупы – заядлые охотники и рыболовы – традиционно селились возле леса на берегу реки в землянках, вход в которые в целях безопасности располагался со стороны воды. «Пегая орда» – так прозвали этот народ за их внешний вид – зимой они носили одежду, сшитую из меха оленя, который к лету изнашивался, и костюм превращался в кожаный – пегий. Но уже в начале XX века селькупы повседневно стали носить одежду, которую обменивали у русских.
В конце XIX века селькупы стали православными, но многие при этом продолжали верить в духов природы и не забывали традиций шаманизма и анимизма – основных религий. При рождении ребёнку давали русское имя и секретное, на родном языке, последнее было известно только ребёнку и его родителям.
Среди селькупов – много учёных, юристов, работников культуры.
– Нас мало, но мы стараемся присутствовать во всех сферах жизни нашего государства и округа, – говорит Алексей Сергеевич. – Например, мой отец – Сергей Иванович Ириков – заслуженный учитель России, он создал русско-селькупский словарь, азбуку на основе кириллицы.
По мнению главы объединения селькупов, самое главное для сохранения народа – язык. Ямальские селькупы не утратили языковых корней. Некоторые из них живут традиционно – в землянках и чумах, занимаются оленеводством, в устных преданиях сберегая опыт, накопленный предками. Дети учат селькупский язык в школах, сохранилась традиция пошива национальной одежды.
– Селькупы – люди настойчивые – северная природа не терпит мягкости. Мы считаем себя частью России, пускай и маленькой. Российское государство построено на основе присоединения, а не покорения. Благодаря этому мы и сохранились. Мы – народы Сибири, мы – народы России! – считает Алексей Ириков.