В Салехарде есть улица, которая носит имя одного из первых полярных капитанов – Михаила Николаева.
Этот известный полярник родился в 1870 году в Ярославской губернии. Окончил Рыбинское реальное училище, а затем Санкт-Петербургское морское училище дальнего плавания и экстерном курс Морского корпуса. Работать Михаил Николаев начал в Санкт-Петербургском морском порту, где он познакомился с офицерами Степаном Макаровым и Андреем Вилькицким. В то время будущий начальник Корпуса гидрографов Андрей Вилькицкий и будущий адмирал Степан Макаров начали формировать новую стратегию ледокольного флота России и трассы Северного морского пути.
По рекомендации адмирала Михаил Николаев направляется в Англию, где по заказу России строился первый стальной ледокол «Ермак», который затем был переименован и стал называться «Ленин». После сдачи ледокола Михаил Николаев становится участником макаровской полярной экспедиции, отправившейся в район Северного полюса. Затем работает на судах экспедиции Андрея Вилькицкого, которая доставляла грузы на Енисей для строительства Транссибирской магистрали.
С 1918 года он капитан-наставник ледокола «Илья Муромец». Этот ледокол должен был возглавить флотилию судов Карской экспедиции по доставке хлеба в Россию, руководил которой адмирал Борис Вилькицкий. Но север России оккупировали англичане, шла Гражданская война, и эта жизненно важная экспедиция не состоялась… О судьбе Михаила Николаева в период Гражданской войны известны лишь скупые факты: помогал большевистскому подполью Архангельска.
После разгрома интервентов Михаил Николаев служит помощником начальника морской экспедиции в Сибирь, а в 1920 году возглавляет первую Карскую хлебную экспедицию и три последующие до 1925 года, которые стали началом эксплуатации Северного морского пути и способствовали борьбе с голодом.
В Сибири тогда накопились сотни миллионов пудов хлеба, а вывезти этот ценный груз можно было только морем. Поэтому и была создана Карская экспедиция. Суда для транспортировки хлеба, а это изношенные до предела корабли, которые наскребли в разрушенных войной портах, вышли в плавание из Архангельска. Из восемнадцати судов только пять имели радио и семь – электрическое освещение. А уголь, который был нужен для корабельных топок, доставали из-под воды с пароходов, потопленных немецкими подводными лодками в горле Белого моря в 1915 году. Героическими усилиями водолазы подняли свыше 3 500 тонн угля.
Навстречу морским судам, которые шли в Обскую губу через льды Карского моря, спускались речные: по Оби – шесть пароходов и пятнадцать барж с зерном, жирами, пушниной, по Енисею – два парохода и пять барж со льном и пушниной. У многих судов протекали корпуса, не хватало барж, смазочных материалов, запасных частей.
Первый отряд, Обский, пришёл в бухту Находка в Обской губе 19 августа 1920 года. Перегрузка товаров проходила тяжело из-за штормовой погоды и малой защищённости бухты от ветров. Неоднократно речные суда оказывались на краю гибели. Но всё равно, перебросив на своих спинах тонны груза, никакой техники тогда не имелось и в помине, моряки завершили погрузку хлеба для России.
В начале октября 1920 года капитан Михаил Николаев привёл морской караван судов в Архангельск, куда доставили 8600 тонн муки и 1700 тонн других грузов, в том числе пушнины на 12 миллионов золотых рублей. Тогда Сибирь спасла Россию от голода.
Так началась эпоха Карских экспедиций, которая закончилась в конце тридцатых. В одной из них в 1921 году метеорологом работал Дмитрий Чубынин, знакомый Михаила Николаева. Дмитрий Мартемьянович закладывал радиостанцию в бухте Находка, в бухте Мыс Каменный и всю жизнь затем работал в Салехарде. В названиях улиц города они снова встретились – капитан Николаев и моряк, гидрограф, агроном Чубынин.