В воскресенье, 16 августа, мы отметим День Воздушного флота России.
Традицию праздновать День Воздушного Флота СССР установил товарищ Сталин, благодаря чему с 18 августа 1933 года в СССР существовал этот день. Затем Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День Воздушного флота России» его отмечают в третье воскресенье августа.
За десятилетия гражданский воздушный флот России прошёл огромную историческую дистанцию. Начинался он с легкомоторных, по современной терминологии, самолётов, а сегодня небеса Ямала бороздят огромные воздушные лайнеры. Однако, говоря о Дне Воздушного флота, нарушим традицию и расскажем о современной легкомоторной авиации, самолёты которой летают над Салехардом.
В 2011 году группой энтузиастов ямальского неба во главе с Александром Ермаковым, в прошлом причастных к гражданскому флоту, в Салехарде образована региональная Федерация лёгкой и сверхлёгкой авиации «Крылья Арктики». Председатель её правления – Юрий Суендуков – не новичок в небе, почти двадцать лет отдал авиации, летал бортрадистом на знаменитом вертолёте Ми-6, работяге Севера.
Началось всё с нескольких мотодельтапланов. Затем самое интересное – Федерация приобрела легкомоторные самолёты-амфибии Л42-М. Эти самолёты, которых по России летает около 20 машин, весом почти 800 килограммов, рассчитаны на длительный (до 10 часов) полёт дальностью до 1800 километров, со скоростью до 150 км/ч, грузоподъёмность самолёта около 400 килограммов, расход топлива до 30 литров в час. Эти характеристики делают машину привлекательной для обеспечения нужд северной тундры.
– На наших лёгких и надёжных машинах, – говорит Юрий Суендуков, – мы летали за один день на остров Белый, в зону Надыма, на озера Полярного Урала и Шурышкарского района, фактически облетали большую часть округа.
Коллектив Федерации обустроил взлётную площадку на берегу реки в районе «Удачи-1», где самолёты могут взлетать и садиться на минимальные, длиной 200 – 300 метров, полосы грунта, воды или снега, что удобно в эксплуатации, в обучении будущих авиаторов. Энтузиасты организации намерены возродить в Салехарде традиции аэроклубов, где молодёжи прививали любовь к небу. Пилоты лёгких самолётов ранее служили в гражданском флоте, где летали командирами ИЛ-76 и ЯК-40. Федерация зарегистрирована в соответствующих службах авиации России, а сведения о её аэродроме есть в справочниках.
Говоря о будущем, Юрий Суендуков отметил, что Федерация строит новую полосу длиной около километра и планирует приобрести восьмиместный самолёт в Самаре на опытно-конструкторском заводе. Если взглянуть с высоты полёта такого самолёта на Ямал, то можно заметить, что легкомоторной и удобной авиации найдётся достойное применение в своём сегменте экономики региона, обслуживания его потребностей.