Великая Отечественная не обошла ни один дом. Привычная фраза, но насколько верная! Каждому из нас есть кого вспомнить, чью память почтить.
В ночь с 21 на 22 июня Ольга Ивановна Неёлова, как миллионы людей во всём мире, зажгла свечу в память обо всех, кто не вернулся с кровавых полей. В память о родных и знакомых – погибших, пропавших без вести, умерших от ран и болезней в послевоенное время. Вечная им слава и вечный покой!
Наказ отца
В июле 41-го Оле Табанюковой исполнялось восемь лет, осенью девочка шла в первый класс, поэтому все мысли родителей были заняты подготовкой старшенькой к школе. А ещё хотелось съездить в Ташкент – на родину главы семейства, откуда иногда приходили посылки с разными сухофруктами, удивлявшими северных детей, доселе такого не видевших. Планы на лето и, как оказалось, на всю жизнь перечеркнула война.
– В 1940 году отец начал строить дом для нашей семьи, до этого мы жили вместе с бабушкой Степанидой Ивановной Девятниковой, – вспоминает Ольга Ивановна, – дом был небольшой – в две комнатки, и почти готов. Отец, когда уходил на фронт, очень сокрушался, что не успел докрыть крышу.
«Слушайтесь маму!» – это Оле и маленькой Фае. «Береги детей!» – это супруге Надежде. В письмах с фронта Иван Павлович о себе рассказывал скупо, больше интересовался жизнью семьи, переживал, как они без него, просил не жалеть вещей и продавать их, если придёт нужда. Обещал вернуться. Не вернулся…
Защитник Ленинграда
На единственной сохранившейся у Ольги Неёловой фотографии Иван Табанюков рядом с Устином Кудриным, также призванным из Салехарда в самом начале войны. В книге «Дорогами памяти», выпущенной в окружном центре в 2005 году, указано, что рядовой Кудрин Устин Самойлович умер от ран весной 1942 года и похоронен в Старорусском районе Новгородской области. В списке ещё два человека с таким же отчеством и фамилией – Михаил и Пётр. Получается, все трое – братья, и все трое погибли в один год. Устин – 1 апреля, Михаил – 5 мая, Пётр – 22 декабря. И таких примеров, когда война выкашивала целые семьи, немало.
Иван Табанюков сложил голову 20 октября 1943 года, похоронили старшину у деревни Карбусель Ленинградской области. Узнать некоторые подробности боевого пути салехардца помог сайт «Подвиг народа» – уникальный электронный банк документов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны. Источником данных на сайте являются фонды Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО).
Как выяснилось из приказов о награждении, в 1943 году Иван Павлович служил в 1212-м стрелковом полку 364-й стрелковой дивизии 8-й армии Волховского фронта наводчиком огневого расчёта батареи 120-миллиметровых миномётов, был дважды награждён. Медаль «За отвагу» герою вручили «за то, что он в боях с немецкими захватчиками с 1 по 8 февраля 1943 года в р-не Синявино Мгинского района Ленинградской обл. своим пулемётом подавил огонь одной минбатареи, 1-го орудия и 4-х станковых пулемётов, из них одну пулемётную точку уничтожил с прислугой, уничтожил 1 блиндаж, рассеял и частью уничтожил до 3-х взводов пехоты противника, активно отбивал 3 контратаки противника».
17 июля 1943 года командир полка, подполковник Иван Афиногенович Бадин от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил 265-ти бойцам медали «За оборону Ленинграда», в числе награждённых был и Иван Табанюков.
Не живой, не мёртвый
На могиле отца Ольга Ивановна побывала уже будучи замужем – как-то ездили навещать родных супруга, который был родом из Ленинградской области. Василий Дмитриевич Неёлов тоже, кстати, участник войны. Был призван в январе 1945 года, награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Фронтовик рано ушёл из жизни, в 1981 году в возрасте 54 лет, не выдержало изношенное военными тяготами сердце.
– Сейчас внучка могилку прадеда Ивана навещает, – говорит женщина, – цветы приносит. А вот где дядя Витя похоронен, мы так и не знаем.
Виктор Иванович Девятников, родной дядя по матери, был, по рассказам собеседницы, человеком весёлым, заводным. Перед уходом на фронт купил любимой племяннице матросский костюмчик. Этот подарок она помнит до сих пор. По данным ЦАМО, рядовой Виктор Девятников, 1913 года рождения, пропал без вести в феврале 1942 года.
Его старший брат Павел Иванович прошёл всю войну, домой вернулся с медалью «За боевые заслуги». Выписка из наградного листа: «7 июля 1944 года, будучи в 63 стрелковом полку 63 стрелковой дивизии автоматчиком, участвуя в наступательном бою на Карельском перешейке, был ранен осколком мины в обе ноги. За время нахождения в 267 отдельном пулемётно-артиллерийском батальоне с 11 октября 1944 года показал себя с хорошей стороны на строительстве рубежа обороны на Карельском перешейке». Но недолго пришлось радоваться мирной жизни воину-победителю, Павел Девятников умер через 13 лет после Победы.
Трудно представить, что было бы с нами, если бы Иван Табанюков, Василий Неёлов, братья Кудрины и Девятниковы, сотни тысяч других мужчин, женщин, детей, стариков не встали бы тогда в 1941-м на защиту нашей Родины, не совершили бы свой подвиг. Нам, живущим в XXI веке, нельзя забывать о цене, заплаченной за Великую Победу. Вечная слава и вечная память героям!