Сандра Сэротэтто из Ямальского района выступила инициатором возвращения девушек из числа коренных северянок в тундру, в традиционный мир рыбаков и оленеводов.
Активистка инициировала проект «Конкурс красоты, талантов и умений «ПэдаваПирибтя», который должен помочь ненецким и хантыйским девушкам полюбить традиционный образ жизни своих предков. Сандра говорит, что в период обучения и проживания в школах-интернатах «девушки долго находятся вдали от родной семьи, не видят пример своих матерей, из-за чего после окончания школы не хотят сталкиваться с трудностями тундровой жизни. Более того, по неизвестным причинам, они начинают стыдиться женской работы в чуме».
Уже давно известно, что привлекательность труда чум-работницы снижается, в оленеводческих предприятиях оплата их труда достаточно низкая, хотя всё хозяйство чума и обеспечение труда самого оленевода лежит на плечах женщины. Возможно, что с мизерной зарплатой в сложных природных и трудовых условиях связан и отток молодых девушек в города и посёлки региона. По словам председателя молодёжного отделения ямальского районного общественного движения коренных малочисленных народов Севера «Ямал» Сандры Сэротэтто, в бригадах оленеводческого предприятия «Ярсалинское» на десять парней приходится всего одна невеста.
И эту проблему дефицита женщин в тундре, которая на первый взгляд не кажется острой, нельзя оставлять без внимания, она жёстко откликнется через 10 – 15 лет. Сандра, чьё мнение поддерживает часть тундровой молодёжи, говорит, что если «не создать условия по исправлению ситуации, то мы можем столкнуться с необходимостью перехода на вахтовый метод выпаса оленей, как это делают в скандинавских странах. Это связано с невозможностью создать семью из-за отсутствия женщины и её нежелания возвращаться в тундру».
Сандра также отмечает, что конкурсы среди девушек 15 – 17 лет показывают, что не все участницы умеют разделывать рыбу, шить шкуры оленьими жилами и плести пояса. Утрата школьницами традиционных навыков происходит из-за нарушения преемственности поколений, из-за длительного пребывания в школах-интернатах. А те девушки, которые сохранили навыки, вкусили радость от хорошо сделанной работы, оценили её важность и увидели восхищённые взгляды будущих женихов. Вот они-то уже сейчас всерьёз подумывают о возвращении в тундру, где будут нужны.
Активисты движения национально-трудового возрождения участвуют во всех традиционных праздниках, социально значимых событиях, помогают в регистрации священных культовых мест на территории полуострова Ямал. Они обеспечивают взаимодействие предприятий с коренным населением. Поддерживают одарённую и талантливую молодёжь. Доставляют кочевникам продукты питания, а также оказывают адресную помощь. Однако главной остаётся работа по возвращении молодёжи к традиционным хозяйственным промыслам с использованием современных достижений цивилизации. Эта деятельность в рамках культуры нашего времени сможет вернуть хозяек тундры к семейным очагам.