На самом деле, под этим термином подразумевается целый набор способностей, к которым относятся чистый слух, чувство ритма, ладовое чувство, а не только умения слышать и воспроизводить музыку.
Все перечисленные выше творческие способности могут быть как врожденными, так и разработанными в ходе многочисленных тренировок. Музыкальные способности, включая музыкальный слух, у каждого человека проявляются в своё время, но чаще всего их активное развитие характерно для детей раннего возраста.
Ещё будучи в утробе матери, ребёнок уже положительным образом реагирует на классические мелодии. Именно поэтому после рождения малыши часто отдают предпочтение классике, они начинают обращать внимание на музыку из фильмов, мультиков и выделяют любимые мелодии. С малышами, которые уже освоили азы речи, можно начинать стимулировать развитие музыкального слуха с помощью разных музыкальных инструментов: детского бубна, металлофона, губной гармошки, трещоток, дудочки. Ребёнку нужно будет предложить сначала прослушать, а потом и самостоятельно извлечь из инструментов звуки.
В младшем или старшем дошкольном возрасте музыка должна быть с ним рядом в самых разных ситуациях. Если дошколята несколько раз в неделю занимаются на музыкальных занятиях в компании сверстников, то в свободное время дома поиграйте или просто потанцуйте под любимую музыку.
Специализированное обучение ребёнка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) в идеале лучше начинать не ранее 5 – 6 лет. Именно в этом возрасте ребёнку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности. Для гармоничного развития самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой. А настоящие тренировки, направленные на участие в чемпионатах и конкурсах, ребёнок сможет начать не раньше 5 лет.
Проконсультировала нас музыкальный руководитель детского сада «Крылышки» Алла Пашкаускас.