Семья для каждого человека – опора и поддержка в трудные минуты. Близкие люди по определению призваны разделить твои горе и радость, понять, простить, помочь, научить, посоветовать.
Особая миссия – у родителей, они для своих дочек и сыновей – главные помощники. Так считает Арина Сухоставская, ученица девятого класса салехардской школы. У неё свой взгляд на причины детских суицидов, которые стали частым явлением в нашей стране.
Неоправданный адреналин
– Первый раз я услышала о сайте «Синий кит» от сверстников месяца три назад. Я думала, ну игра и игра, все смеются, и серьезно никто об этом не говорит. Мне объяснили, что в этой игре необходимо выполнить 50 заданий. Если проходишь, выигрываешь. Решила посмотреть и открыла дома этот сайт. Когда стала читать описание, ужаснулась, как вообще это можно игрой считать. Даже первое задание – вырезать кита на руке – глупо. Я закрыла страничку и дальше даже не вникала в суть.
Мой знакомый шутки ради попробовал написать у себя на стене «ВКонтакте» «синий кит, приди», чтобы начать игру. Как я поняла, потенциальные участники в соцсетях с хештегом «синий кит, приди, я хочу умереть» должны написать предлагаемое в Сети стихотворение – что-то там про тихий дом, про синего кита, который летает по небу, чтобы он позвал за собой. Я, естественно, испугалась за своего друга, начала его отговаривать. Он попробовал написать стихотворение. Никто его не приглашал в игру, но зато, что меня очень удивило, многие на этом сайте стали его отговаривать. Писали незнакомые люди, объясняли, что это не выход из ситуации. В итоге он посмеялся и закончил эту тему. То есть он не поверил, что эта игра существует на самом деле, так как его никуда не позвали. Насколько я знаю, многие мои сверстники пробуют ради интереса. Потом это затягивает, их начинают шантажировать, среди моих знакомых до конца никто не доходил, человек пять я знаю, которые начинали игру.
– Арина, кто, по-твоему, может увлечься такой опасной игрой?
– Кому нечем заняться, кто часто сидит в интернете, до кого родителям нет дела. Нередко слышала: «Ну и что, что я умру, всё равно до меня никому нет дела, живу и живу, умер и умер…»
– Так говорят?
– Говорят, и очень часто. Это дети из неблагополучных семей или чьи родители только в карьере. Те, у кого проблемы с учёбой. Те, кто считает, что родители их не понимают. Хотя, я думаю, во многих случаях даже не родители не понимают ребёнка, а ребёнок сам не хочет прислушиваться, поэтому возникают все эти проблемы и начинается игра в «Синего кита», якобы она помогает решить их. Но лозунг игры – «Умри и выиграй». Как можно умереть и выиграть?
Я даже не представляю, что мне нужно сказать, о чём подумать, чтобы я стала играть в эту игру! Я ценю свою жизнь, мне нравится, что у меня есть возможность любить, дружить, развиваться. Я не понимаю, почему всё это делается. Допустим, ради смеха… Но ведь некоторые дошучиваются до суицида!
– На каком этапе можно помочь тем, кто уже играет?
– За сорок девять заданий можно, мне кажется, остановить человека. А пятидесятое – прыгнуть или повеситься – это уже всё…
Правильно, что в школе стали часто об этом говорить, наш классный руководитель проверяет наши страницы «ВКонтакте». Родители активно на собраниях обсуждают эту тему последнее время, читают статьи об этом. Некоторые ребята поначалу возмущались, мол, это моя личная жизнь, не лезьте. Но в нашем классе после разговора с родителями, с классным руководителем поняли, что это всё не шутки и что лучше родители будут контролировать, мало ли что. «ВКонтакте» появилась группа «Антисиний кит», там люди отговаривают ребят начинать игру, и, что радует меня, в этой группе намного больше народу, чем в «Синем ките». Возможно, общими усилиями когда-то это и прекратится.
А в Салехарде началось всё с игры «Если выживу». Это, по-моему, четвёртое или седьмое задание «Синего кита» – нужно перебежать дорогу перед машиной. Весной по пути в школу мы видели, как ехала скорая, и мальчишки, класс второй-третий, перебегали дорогу прямо перед ней. Она ехала быстро, с мигалками, значит, кому-то нужна была срочная помощь. Скорая по тормозам, а они бегают и смеются. Мы подошли и говорим строго: «Что творите, там, может, человек умирает, да и вы под колёса рискуете попасть». Мы с этими ребятами поговорили как старшие товарищи, они вроде поняли. Но они бегали не по заданию, а просто потому, что видели подобное видео в интернете, – адреналин, как они нам объясняли.
– Как думаешь, кто создает эти опасные группы и видеосюжеты?
– Я однажды слышала, ещё до «Синего кита», что девочка в другом городе искала желающих вместе с ней скинуться с крыши, потому что ей одной страшно. Возможно, эти группы создают такие подростки, может быть, взрослые с нездоровой психикой… Уж точно не в Салехарде. Наш город маленький, и если где-то кто-то начнёт, сразу всплывёт, не вариант здесь создавать подобную организацию. Потому что даже я, если узнаю, то скажу кому-то из взрослых. Невозможно промолчать, зная, что могла это остановить.
Сон… И явь...
Арина на секунду задумалась, затем открыла тетрадь и очень вдохновенно прочитала стихотворение, которое она недавно написала. Назвала его «Пятьдесят…».
Не три шестерки – дьявола число,
А пятьдесят – так дети умирают.
Да, пятьдесят, конечно, вот оно!
Казалось, в безобидного кита играют…
А почему он синий, этот кит?
Когда он столько крови проливает?
Он красный! Как огонь, горит
И за собою жизнь за жизнью забирает.
Где этот «Тихий дом»? Куда там…
Теперь от горя страшно воет мать,
Теперь отец, лишившись сил от крика, готов и сам
В петлю залезть. И им молчать?
А их сынишка был «примерный мальчик»,
Но «пятьдесят» свои он отыграл:
Он утром с крыши сиганул, хлебнув вина бокальчик…
Никто не знал, что «кит» его забрал.
Однажды мысль эта и ко мне пришла,
Но полночь мою думу перебила,
И сон совсем уж одолел меня,
И, кажется, я мысль эту забыла.
Наутро я проснулась и решила:
Начну игру я в «Синего кита»…
Ну а в конце: верёвка, табуретка, мыло…
Я выиграла! Дошла я до конца!
Верёвка, мыло, табуретка и петля…
Я думала, что все проблемы удалила!
Один лишь шаг! Свободной стала я!
И прежнюю себя я позабыла!
Я думала, но осознала слишком поздно…
Сейчас вокруг сплошная темнота…
Назад, увы, вернуться невозможно…
На смерть себя сама я обрекла!
А дальше… помню, что бежала…
Куда? Не знаю. Было ли куда?
Ещё я помню, что споткнулась и упала,
Поднявшись, поняла: передо мной стена!
Что там за ней? Уже я не узнала!
Но помню, слышала родные голоса я…
Стена ещё сильнее привлекла…
Я закричала, всё вокруг пронзая…
Как страшно! Эта чёрная стена,
А я пытаюсь на неё забраться,
И я уже прекрасно поняла,
Что суждено мне здесь теперь остаться…
Я села, спиною стену подперев
И с силой зажав голову руками.
Как жаль, что, только умерев,
Я осознала: виноваты сами!
Действительно! Мне некого винить!
Ни в смерти этой, ни в проблемах прошлых…
Теперь я знаю, можно всё решить!
Всё, кроме смерти… Это невозможно!
Я не могла сама себя убить!
Как глупо было это и не нужно!
Я понимала… не могла остановить…
Против «кита» была я безоружна…
Всё это сон! Проснулась я!
Дышала часто. Тело всё дрожало,
Подушка от слёз мокрая была…
Закуталась и вжалась в одеяло…
О Боже, дети, не летает кит по небу!
И за собою нас, людишек, не зовет!
А тот, кто поддаётся тому бреду,
Не выиграет, а проиграет и умрёт!
Умрет, и всё! Игру свою закончит!
А сколько можно в жизни повидать!
Спроси ты, прежде чем себя прикончить:
«Готов ли договор со смертью подписать?»
Не три шестёрки – дьявола число,
А пятьдесят – так дети умирают…
И дьявола сюда уж занесло,
И дети с ним теперь в «кита» играют…
– Очень смело и глубоко… Давно пишешь стихи, или так на тебя повлияла история с «Синим китом»?
– Первое стихотворение показала только подругам. Им понравилось. Но, перечитав его несколько раз, убрала в стол и забросила писательские дела. Это было 27 февраля 2015 года. До этого писала какие-то маленькие четверостишия для стенгазеты в школе. Классный руководитель знал о моём увлечении и предложил попробовать свои силы в окружном литературном конкурсе на тему спорта. После победы в этом конкурсе достала первое стихотворение, и оно мне показалось уже не таким плохим. Следующие стихи я посвятила подругам. Как-то сидела на уроке, и строчки сами родились. Когда я им прочитала, мы поняли, насколько дороги друг другу и как хорошо, что мы есть.
А потом был следующий конкурс, необходимо было написать стихотворение, отталкиваясь от высказывания Проспера Мериме: «Русский язык создан для поэта, он очень богат своими красками и оттенками». Это очень сильно ограничило, и мы уже думали отказаться от участия. Однажды проснулась ночью с идеей, что я хотела бы написать по этому поводу. И опять выиграла со своим стихотворением. Оно так и называется – «Русский язык. Он создан для поэта».
Я не считаю свои стихи чем-то особо выдающимся, но они заставляют меня отвлечься, подумать о том, что меня волнует. Например, появлению стихотворения «Пятьдесят…» очень помогли мои занятия в народном театре «Каморка». Мы недавно поставили молодёжный спектакль-драму «Дьявольская разница» по пьессе Надежды Колтышевой. Суть постановки как раз в том, что нужно жить и жизнь ценить. Действие происходит в загробном мире, где собрались все «суицидники». В спектакле показывается, как они там живут, как им больно, как они осознали свой неверный шаг. И, пропустив всё через себя, я играла одну из главных ролей, поняла, насколько страшно и одновременно глупо сводить счёты с жизнью. Человек и так недолго живёт и многое не успевает за свою жизнь, какой смысл её сокращать? Да и вообще… Ну умер ты, знакомые через месяц-другой забыли, что был такой. Ты лежишь, гниёшь в земле, тебя нет, остальные живут, радуются…
Года два-три назад, как многих подростков, меня тоже посещали разные мысли. Когда появлялась какая-то проблема, мне казалось, её невозможно решить. Спасибо маме, она всегда приходила на помощь, мы разговаривали, она меня выслушивала, давала советы, объясняла, как лучше поступить и почему возникла проблема. Поэтому меня всё это очень быстро отпускало.
– Арина, у тебя с мамой взаимопонимание, это действительно очень важно…
– Да, обсуждая со сверстниками тему родителей и детей, чаще всего это происходит после родительского собрания, слышу – вот мама пришла, меня отругала. Меня мама никогда не ругает. Если есть проблемы, мы об этом разговариваем. У меня, как у всех, бывают не только хорошие оценки, но и двойки, тройки. Мама спокойно говорит: «Арина, у тебя проблемы с учёбой, ты девочка взрослая, давай как-то их решать». Я понимаю, что «накосячила», значит, надо исправляться. А многие дети рассказывают: «Мама пришла, кинула в меня учебником… и на фиг всё это надо… Не буду учиться. Пошло оно всё к…» Я таких родителей не понимаю, потому что по своему личному опыту знаю, насколько важно в нашем возрасте, чтобы родители слышали и помогали. Даже первая любовь, которая нам кажется очень серьёзной, иногда доводит до сложного состояния, до слёз, особенно у девочек. И здесь, я считаю, родители как никто могут помочь и объяснить, что это всё временное явление и что никакая это не настоящая любовь.
– Но бывает, родители разговаривают, а дети не воспринимают их советы.
– Есть такие. Правда, у них другая позиция: «Чего они ко мне лезут. Это моя жизнь, не хочу, чтобы родители в ней участвовали». Тут уже проблему надо искать в самом ребёнке. Я знаю детей, для которых всё делается в семье. А они просто не понимают, как это, когда родителей нет или когда мама пьёт, дерётся... Одна наша знакомая девочка как-то расплакалась после того, как мама опять поговорила с ней на тему курения, спокойно объяснив, что это вредно, и, естественно, забрала у неё сигареты. «Это моя жизнь, мне уже 16, я хочу, я буду это делать», – жаловалась нам она. Тогда к разговору присоединилась девочка, у которой мама, к сожалению, умерла. У них тоже был подобный случай, она также не восприняла разговор с мамой. И вот они вместе сидели, одна плакала и рассказывала: «Какая я была дура, что не послушала, я не ценила, пока имела. Теперь понимаю, что лучше бы мы сели, поговорили и я послушала». Очень помогает разговор со сверстниками, нам как-то проще друг до друга донести разные мнения. Уже понимая каждую сторону, мы делаем определенные выводы.
– Хорошо, когда есть такие друзья, а если их нет?
– Как правило, ребята группируются по интересам. В начальной школе бывает, что кто-то сидит один, есть изгои в классе. Но, становясь старше, мы начинаем друг в друге находить всё больше и больше интересного. Ребят-одиночек очень мало, например, на моей параллели таких вообще нет, все общаются. Но если друзей нет, ситуация намного тяжелее. Если человек замкнутый, скорее всего, это идёт из семьи, на мой взгляд. Значит, тут, наверное, классный руководитель, учителя, наблюдая такую картину, должны работать через психологов с ребёнком и с семьей, мне так кажется.
У нас была в классе такая девочка. Мы с ней пытались общаться, приходили домой, чуть ли не за руку вытаскивали ее гулять. Она перешла в другую школу, также сидит тихо, мирно, ни с кем не общаясь. Я не знаю, по этой причине ушла из нашей школы или нет, но это произошло после того, как ребята начали с ней хоть как-то общаться. Она никак не реагировала: с ней садишься рядом, она на тебя посмотрит и дальше в телефоне пишет что-то. При этом девочка хорошо училась, и проблем с родителями вроде не было, насколько я поняла, дома полное взаимопонимание.
Есть ребята, которые просто тихо сидят, им безразлично, что происходит вокруг, они живут в каком-то своём мире, им там хорошо. Есть, которые вроде тихие, но исподтишка делают столько нехорошего, что... А есть, которые ведут себя тихо, потому что им не нравится эта жизнь, как они выражаются. Тут уже, наверное, надо подключать психологов, так как неизвестно, как они отреагируют, если подойти, начать разговаривать… Это может помочь, а может, наоборот, подтолкнуть к суициду. И такое есть, я читала.
– Арина, спасибо большое за откровенный, содержательный разговор, за неравнодушие к тому, что происходит вокруг тебя. Будем надеяться, как ты говоришь, что общими усилиями жизнь будет цениться больше.
Арина оставила в редакции свои стихи. «ПК» обязательно познакомит своих читателей с творчеством девушки в одном из ближайших номеров.
За три дня до выхода номера
Вечером 22 мая в Нальчике трое друзей увидели, как на велосипеде к реке подъехала девочка примерно 15 лет и сразу спустилась к воде, собираясь войти в реку. Её окликнули, попросив не делать этого, но она не отреагировала и прыгнула в бурное течение. Один из парней бросился к реке, но оступился и упал. Тем временем течение вынесло девочку к берегу, и молодые люди смогли вытащить её на сушу. Спасённую забрала машина скорой помощи, и в настоящее время её здоровью ничего не угрожает.
По словам школьницы, она выполняла задание «Синего кита». Отметим, случаи подростковых и детских суицидов, связанных с опасной игрой, регулярно регистрируются по всей стране. Те, кто не решились на этот шаг, рассказывают об угрозах в связи с отказом от прохождения последнего этапа игры, о том, как были вовлечены в неё, как получали задания. Участники находятся под сильным психологическим давлением. Название игры варьируется: «Синий кит», «Тихий дом» и так далее. В неё завлекают подростков со всех регионов России.
Чтобы уберечь ребёнка от смертельной интернет-игры, психологи советуют родителям уделять детям как можно больше времени и внимания, став для них близкими друзьями и установив доверительные отношения, чтобы они не искали этого в Сети. Ведь именно недостаточное внимание взрослых толкает детей к подобным развлечениям, сообщает сайт «Патриот КБР».