Независимое исследовательское агентство Magram Market Research в августе 2017 года провело опрос среди курильщиков в городах России. В опросе приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 18 до 64 лет с разным стажем курения (всего 1819 человек).
Почему мы курим?
59% курящих россиян (старше 25 лет) и 41% (в возрасте 19–24 лет) начинают курить из желания расслабиться или снять стресс.
Курильщики, пристрастившиеся к привычке до 18 лет, признались, что их мотивацией было желание «выделиться», соответствовать моде, выглядеть взрослее (53%). Среди других причин участники опроса назвали любопытство (32%), «от безделья» – 16%, рекламу и продвижение – 8%, желание похудеть – 2%.
В целом, войдя в привычку, сигарета помогает снять напряжение 69% курильщиков, расслабиться – 61%, скрасить ожидание – 64%, доставляет удовольствие – 55%. 77% опрошенных отметили, что больше курят, когда употребляют алкоголь.
Верность марке
Вкус и приемлемая цена формируют лояльность потребителя к сигаретам определённой марки. Если «своих» сигарет нет в наличии, 38% приобретут те, которые пробовали раньше, в то время как 42% респондентов отправятся за «своей» маркой в другой магазин. Лишь 2% посоветуются с продавцом или выберут другие сигареты.
В ходе исследования также выяснилось, что потребители воспринимают пачку сигарет, в первую очередь, как ёмкость для их хранения (60%), а также как носитель информации о продукте (49%), и только потом как «лицо бренда» (34%). Отталкивающие рисунки на пачках не способствуют отказу от вредной привычки, по мнению 87% курильщиков.
Эффективные меры
Не все меры антитабачной кампании в России одинаково действенны, считает курящая часть населения. К числу наиболее эффективных респонденты отнесли повышение акцизов, ведущее к увеличению цены на сигареты. Этот шаг со стороны государства заставил задуматься о вреде курения почти треть россиян (33%).
При этом 83% респондентов сообщили, что на них никак не повлияло ограничение на показ сцен с сигаретами в кинофильмах, 78% отметили в этом контексте продажу сигарет в закрытых витринах, 77% и 60% – запрет рекламы сигарет и курение в общественных местах соответственно.
Большинство опрошенных отрицательно воспринимают идею введения обезличенной пачки сигарет. Вероятными последствиями такой меры они называют рост контрафакта (78%) и контрабанды (61%), а также в целом снижение качества сигарет (57%).