С июля прошлого года в системе ОМС заработал институт страховых представителей. Вопрос об уполномоченных по защите прав застрахованных лиц был включён в повестку очередного заседания Общественного совета проекта «ЕДИНОЙ РОССИИ» «Здоровое будущее».
Этот проект связан со многими направлениями в жизни человека, самое важное из которых – качество медицинского обслуживания. Даже очереди в поликлиниках, по словам регионального координатора проекта Людмилы Ивановой, могут пагубно сказаться на самочувствии пациента.
– В общественный совет входят люди, которые знают, что беспокоит людей. Естественно, нужны эксперты, которые должны знать проблемы и обволакивать их именно в оболочку выполнения и реализации, чтобы эти проблемы не возникали, – отметила Людмила Николаевна.
В качестве эксперта в состав Общественного совета проекта «Здоровое будущее» была включена Татьяна Никитина, директор Территориального фонда ОМС по автономному округу. По представлениям многих из нас, сотрудники этой службы занимаются только выдачей полисов. Имея на руках этот документ, мы посещаем врача, проходим профосмотры или лечение по причине какого-либо заболевания. После выхода из кабинета считается, что процедура оказания медицинской помощи заканчивается.
Теперь каждый клиент вправе воспользоваться услугами специалистов по медицинскому страхованию. Если кому-то показалось, что его не дообследовали, не долечили, незаконно взяли плату – можно позвонить в Единый контактный центр страховой компании по номеру 8-800-100-89-03. Специалист первого уровня примет сигнал, выслушает вашу проблему и ответит на вопросы. Если необходимо, предложит написать письменное обращение и расскажет, что делать дальше.
Вас могут перенаправить к страховому представителю второго или третьего уровня, это зависит от сложности и темы вашего обращения. Например, спорными случаями, связанными с доступностью, своевременностью и качеством оказания медицинской помощи, занимается врач-эксперт третьего уровня – он и будет сопровождать застрахованное лицо и защищать его интересы.
Позвонить стоит, если в стационаре вам назначают препарат из списка бесплатных, а поскольку его нет на складе, предлагают купить. Или вас выписывают из стационара на долечивание домой, а вы считаете, что рано – тоже с жалобами сюда. Звонок страховому представителю бесплатный. Все поступившие звонки и ответы на них фиксируются.
– Это очень важно для принятия управленческих решений. Мы видим, на что нужно обращать внимание, – говорит Татьяна Александровна. – По жалобам видно: помощь оказана качественно, но недостаточно поговорили или уделили внимания. Основная часть обращений – это просьбы дать разъяснения. Мы всегда выступаем на стороне пациента и, если есть нарушение, сопровождаем его до разрешения конфликта, вплоть до суда.
Напомним, что внедрение института страховых представителей началось в июле 2016 года в рамках реализации поручений президента страны и других нормативно-правовых актов по формированию модели здравоохранения, ориентированной на пациента. С января 2017 года стартовала реализация второго этапа – в работу включились страховые представители второго уровня, к 2018 году планируется запустить всю трёхступенчатую систему.
Создание института страховых представителей – это огромный ресурс, который создан для обеспечения прав застрахованных граждан на получение бесплатной и качественной медицинской помощи по программе ОМС. Граждане должны не только знать об их существовании, но и выйти на прямой диалог, чтобы улучшить качество медицинских услуг.
Конечно, проекты достойны высокой оценки, только без участия самого человека вряд ли можно ждать лучшего результата. Как отметила Людмила Иванова, мы не можем заставить человека быть здоровым, если он этого не желает. Даже участие в диспансеризации для многих – это мероприятие из-под палки.
– Хотя, в первую очередь, это забота о собственном здоровье, – комментирует ситуацию директор департамента здравоохранения автономного округа Сергей Новиков. – Как заставить людей трепетно относиться к своему здоровью, и рассматривается одна из мер – софинансирование страховых взносов обязательного медицинского страхования.
То есть в момент обострения невыявленного заболевания пациент не сможет получить бесплатного лечения, если не прошёл диспансеризации. Возможно, в этом случае люди будут заинтересованы в том, чтобы позаботиться о своём здоровье. Только тогда любые проекты, и даже президентское послание, будут успешными.