наверх

Последний приют русских легенд

«ПК» № от 2 августа 2018
Последний приют русских легенд

Малая церковка. Свечи оплывшие.

Камень дождями изрыт добела.

Здесь похоронены бывшие, бывшие.

Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Так написал в 1970 году молодой поэт Роберт Рождественский о русском кладбище на окраине Парижа. Невыездные тогда советские, юность которых пришлась на 60-е годы, мечтали побывать здесь и поклониться современникам.

И вот моя встреча состоялась весной 2017 года – в канун юбилея Октябрьской революции, что привела к изгнанию тех, кто упокоился здесь. В 20-годы прошлого века княгиня Мещерская с сестрой – дамы высшего света – в поисках средств для жизни открыли в Париже пансион для богатых девиц, где их учили светским манерам. Одна из девушек, Дороти Пэджет, спросила княгиню, чем может отблагодарить её? И попросила Вера Кирилловна помочь старикам-эмигрантам, которым жить было негде и не на что. Богатая англичанка купила целое поместье бывшего наполеоновского маршала и подарила его бедным русским, так и возник в 1927 году Русский дом! А затем кладбище, где стали принимать своих…

Большинство постояльцев Дома были православными, и по проекту архитектора Альберта Бенуа построили церковь Успения Богородицы, что освящена 14 октября 1939 года. В её крипте похоронены Альберт Бенуа, его жена Маргарита, графини Ольга Коковцова и Ольга Малевская-Малевич. Митрополит Евлогий (Георгиевский) писал, что лежать среди православных соотечественников из России как-то приятнее будет на том свете…

Теперь на погосте более 7 тысяч могил. На знаменитом кладбище сошлись генералы Белой армии и крестьяне, деятели русской культуры и солдаты, блестящие аристократы и моряки; здесь встретились русские, осетины, татары, украинцы, черкесы – все, кто ушёл из России, объятой огнём революции и войны, и те, кто воевал потом во французском Сопротивлении. Здесь те, кто не вернулся в Россию после Второй мировой, те, кто эмигрировал позже. Но их истории, биографии живут на страницах России. Одно время погост был под угрозой исчезновения, но Президент Владимир Путин нашёл деньги, и срок аренды земли был продлён до 2040 года. А сам муниципалитет городка Сент-Женевьев следит за погостом.

Вот подходишь к нему, за спиной Париж, шоссе, а впереди – забор и калитка, рядом ритуальный магазинчик. Заходишь на погост и медленно идёшь по аллеям и кланяешься! Знакомых много. Здесь полный генерал Франции, кавалер её высших орденов Зиновий Пешков, которому отдавал честь президент, здесь плита памяти Вики Оболенской, казнённой нацистами. Вот могилы: Феликс Юсупов, Иван Бунин, Борис Зайцев, Иван Шмелёв, Тэффи (Надежда Лохвицкая), Вадим Андреев, Гайто Газданов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Виктор Некрасов, Матильда Кшесинская, Рудольф Нуриев, Зинаида Серебрякова, Игорь Кривошеин, Гали (Хагондокова) Баженова, Александр Галич, Андрей Тарковский, Константин и Алексей Коровины – отец и сын, Альберт Бенуа, Александр Фаберже и тот самый Елисеев, Ольга Столыпина, князья Голицины, Гагарины, Шереметьевы – всех не перечесть.

Какие имена, какие судьбы! Историю переписывали тысячу раз, но теперь ведь уже всё равно ничего не изменишь, и у каждого своя правда... Но, как бы их не называли тогда или сейчас, они были и остаются русскими людьми. Как писал Борис Носик, эмигрант новой волны, много сделавший для сохранения памяти, «их уход не сделал их чужими и недоступными… Они тут, с нами, и в нашей памяти…».

А если вам интересна история тех, кто обрёл последний приют на Сент-Женевьев-де-Буа, обратитесь к книге Носика с одноимённым названием, а случится побывать – поклонитесь знакомым по истории.

Фото к статье
Последний приют русских легендПоследний приют русских легендПоследний приют русских легендПоследний приют русских легендПоследний приют русских легендПоследний приют русских легенд
Фото:автора
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт