наверх

За новаторство – трофейный мотоцикл

из архива «ПК»
За новаторство – трофейный мотоцикл

В Салехарде на мемориальных плитах среди сотен имён жителей округа, погибших на фронтах, есть фамилии Героев Советского Союза. 

Борисов Василий Александрович 02.04.1913 — 22.04.1993 гг. 

Детство и юность лётчика, гвардии полковника, Героя Советского Союза Василия Борисова не связаны с Ямалом. Родился он в Тверской области. С 1925 года жил в городе Богородске (ныне — Ногинск) Московской области. Работал арматурщиком в управлении «Стальстрой» и на строительстве Ярославского резинового комбината. В 1933-м окончил Саратовский авиационный техникум, в 1935-м – Тамбовскую авиационную школу пилотов. С июля 1941-го – командир эскадрильи специальной группы по перегонке самолётов на фронт. В январе 1942 года направлен в 750-й авиационный полк 17 авиационной дивизии. Здесь после выполнения всего одного контрольного полёта получил допуск на боевую работу.

Обладал не только лётным талантом, но и имел свой почерк, свойственный пилотам высокого класса. Борисов стремился как можно полнее использовать тактико-технические данные своей машины. Он первым в полку поднял в воздух десять стокилограммовых бомб и три пятисотки. Узнав об этом, на аэродром прибыл конструктор Ил-4 Сергей Ильюшин. После тщательного осмотра машины и её узлов, одобрительно отозвался о новаторстве лётчика. Командование наградило Борисова трофейным мотоциклом, а его опыт стали перенимать и использовать другие лётчики полка.

Командуя звеном, к июлю 1942-го совершил 80 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в тылу противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, майору Василию Александровичу Борисову 31 декабря 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Всего за годы войны Василий Борисов совершил 284 боевых вылета, в том числе 20 – на Берлин, Данциг, Кёнигсберг, Будапешт, Варшаву, Хельсинки. 

С 1946 года подполковник В.А. Борисов – в запасе.

На Ямале Василий Борисов стал известен после войны – в 1947 – 1953 годах, когда возглавлял сводный отряд легкомоторной авиации при 501-й стройке. Самолёты авиаотряда выполняли аэросъёмку территории, перевозили грузы и пассажиров. После закрытия строительства «мёртвой дороги» Борисов работал начальником управления воздушного транспорта «Дальстрой», командиром Магаданского авиапредприятия. В 1959 – 1961 годах он – начальник международного аэропорта «Шереметьево», затем – Полярного управления Аэрофлота. Участник экспедиций на Северный и Южный полюсы. Василий Борисов награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями. Девятый по счёту самолёт отечественного производства «Sukhoi Superjet 100» (бортовой номер RA-89009), полученный компанией «Аэрофлот», в его честь назван «Василий Борисов».

Фото к статье
За новаторство – трофейный мотоциклЗа новаторство – трофейный мотоцикл
Фото:из архива МВК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт