Украсть деньги с банковской карточки сложнее, чем вытащить из кошелька. Но для мошенников это не представляет особого труда, когда попадается излишне доверчивый владелец карты.
Ямальцы – жертвы обмана
В последнее время в СМИ всё чаще встречаются сообщения о выявленных случаях телефонного мошенничества со звонками якобы из коммерческих банков. Подобные случаи были зафиксированы и в автономном округе.
– Так, в Ноябрьске мошенники украли у местной жительницы более 45 тысяч рублей. Злоумышленница представилась сотрудником службы безопасности банка и сообщила женщине, что с её карты списывают деньги. Затем последовало предложение установить программу, которая обеспечит сохранность банковской карты и финансов. Горожанка выполнила все указания, а в результате потеряла деньги. Ещё один случай произошёл с жителем Пуровского. Лжесотрудник банка сообщил по телефону о том, что кто-то пытается снять с карты мужчины деньги и поинтересовался, знает ли тот о транзакции. После мошенник предложил ямальцу продиктовать номера всех имеющихся у него банковских карт и CVС-код якобы для предотвращения попыток снятия денег. Мужчина сообщил неизвестному всю требуемую информацию и лишился почти 200 тысяч рублей, – рассказала Екатерина Антощук, эксперт 2 категории РКЦ г. Салехарда отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка РФ.
В чём сила мошенника?
Специалист отметила, что у таких историй много общего. Чаще всего обманщики звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Преступник представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Мошенники хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживлённого колл-центра. Всё это помогает им втереться в доверие к клиенту банка и сделать так, что он потеряет бдительность. При этом они торопят и запугивают клиента, давят на его эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое. Например, обманщики говорят, что по карте проводится подозрительный платёж на крупную сумму и чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из смс-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам.
Преступники получают доступ к счёту и снимают с него все деньги, если им удаётся узнать нужную им информацию: номер карты, имя владельца, срок действия, номер CVC или CVV, указанный на обратной стороне карты, код из смс для подтверждений платежей и переводов на тех сайтах, где платежи нужно подтверждать с помощью такого кода.
Даже если информация звучит очень правдоподобно (к вам обращаются по имени-отчеству, говорят вашу дату рождения и адрес проживания), лучше перестраховаться и позвонить в банк самому, чтобы общаться точно с его сотрудником, а не с преступником, ведь порой мы сами размещаем много личной информации о себе в социальных сетях.
Не дать себя обмануть
Спросите у собеседника его фамилию, имя, отчество, название подразделения и скажите, что перезвоните позже. Положите трубку, а затем позвоните по официальному номеру банка (его можно найти на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте банка) и попросите соединить с тем сотрудником, который вам звонил.
Имейте в виду, киберпреступники всё чаще стали подделывать официальные телефонные номера банков, используя специальное программное обеспечение. Поэтому даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Самостоятельно наберите номер телефона «горячей линии» банка.
В соответствии с действующим законодательством, если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит её на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить её. Это решение надо принять в течение 48 часов – этого времени достаточно, чтобы хорошо всё обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдёт. Сотрудник банка никогда не будет спрашивать у вас реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV, коды из смс и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на «горячую линию» банка.
Не перезванивайте и не отправляйте смс на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора.