Лето не за горами, тревожная пора для сотрудников ГИБДД, ведь с наступлением тепла улицы города наводнят скутеры, мопеды, велосипеды, мотоциклы.
На минувшей неделе в здании администрации ямальской столицы говорили о детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике, мерах административного воздействия, принимаемых к несовершеннолетним нарушителям ПДД. По словам начальника ОГИБДД ОМВД России по Салехарду Виктора Канубрикова, в последние три года в городе растёт число ДТП, в которых страдают дети, с одиннадцати в 2011 году до шестнадцати в 2013-м. И всё больше случаев, когда виновниками аварии становятся сами юные горожане. Майор полиции считает, что истоки проблемы надо искать в семье. Родители, приобретая своему чаду транспортное средство за пятёрки в школе, хорошее поведение или потому что «мы не хуже, можем себе позволить», не задумываются о возможных последствиях использования такой железной игрушки, как и о мерах безопасности, экономя на покупке шлема, наколенников и налокотников, не учат правилам дорожного движения. В итоге юные лихачи калечатся сами и калечат других. С другой стороны, старшие товарищи почему-то не воспринимают несовершеннолетних водителей как полноправных участников дорожного движения. Есть примеры, когда взрослые автолюбители не предоставляли подросткам за рулём преимущества в движении и допускали столкновение.
– Ещё мы встретились с такой проблемой, когда за руль автомобиля садятся 16 – 17-летние, естественно, в силу своего возраста, не имеющие водительского удостоверения. Катаются по ночам, когда родители спят, либо мамы и папы сами дают ключи от машины «съездить недалеко, в магазин за тетрадками», – рассказывает Виктор Михайлович. – Взрослым стоит задуматься, ведь за это предусмотрено административное наказание в виде штрафа, на ребёнка до 15 тысяч плюс на родителей 30 тысяч рублей. Вызывает тревогу то, что всё чаще попадаются подростки, которые управляют автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
– В 2013 году по линии ГИБДД было зарегистрировано 133 административных правонарушения, – говорит Галина Малеева, заместитель председателя городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. – В том числе и совершённые пешеходами, дети часто перебегают дорогу в неположенном месте. Основная причина – правовая неграмотность и отсутствие контроля со стороны родителей.
Комиссией совместно с ГИБДД города был составлен межведомственный план по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и правонарушений в области дорожного движения. Главная задача – повысить правовую грамотность, причём не только несовершеннолетних, но и их родителей.
– Комиссией были инициированы проведение общегородских родительских лекториев с приглашением сотрудников ГИБДД по разъяснению родителям законодательных актов в области дорожного движения, встреч со школьниками. Также сюда вошли рейдовые мероприятия и работа со СМИ, – комментирует Галина Малеева.
Инспектор направления пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Салехарду Ольга Светлова напомнила, что 8 апреля вступили в силу изменения в ПДД, согласно которым велосипедисты получили преимущество движения на некоторых участках дороги. Теперь автомобилисты при повороте обязаны уступать велосипедистам, пересекающим проезжую часть. Вводятся новые термины: «велосипедная дорожка», «пешеходная зона», «полоса для велосипедистов» и «велопешеходная дорожка». Изменяется и значение знака «Обгон запрещён». Теперь он позволяет обгонять не только мопеды и двухколёсные мотоциклы без коляски, но и велосипеды.
Пожалуй, самое яркое новшество – введение на территории страны водительской категории «М». Она обязует владельцев мопедов иметь при себе водительское удостоверение. Однако ввиду того, что пока нигде такие права получить нельзя, обязанность эта откладывается.