наверх

Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура информирует

«ПК» № от 8 февраля 2024

1) В Ямало-Ненецком автономном округе введена ответственность за невыполнение дополнительных требований к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу, на территории автономного округа.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.12.2023 № 104-ЗАО внесены изменения в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях» согласно которым с 01.01.2024 предусматривается административная ответственность за невыполнение дополнительных требований к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу, на территории автономного округа (статья 7.9).
Так, содержание домашних животных в помещениях многоквартирного дома (общежития), не являющихся частью квартиры (комнаты), в местах общего пользования квартир, занятых несколькими семьями, в иных нежилых помещениях, в том числе в подъездах, подвалах, на чердаках, на территориях общего пользования, а также на придомовых территориях многоквартирных домов может повлечь предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей, а выгул собак в населенных пунктах без поводка, а собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, без поводка и без намордника грозит предупреждением или наложением административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.
В случае повторного в течение года совершения вышеуказанного административного правонарушения в качестве наказания предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Изменения вступили в силу с 01.01.2024.

2) В Ямало-Ненецком автономном округе законодательно урегулированы вопросы многолетней (вечной) мерзлоты.

С 01.01.2024 на территории автономного округа вступил в силу Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.12.2023 № 105-ЗАО «О многолетней (вечной) мерзлоте в Ямало-Ненецком автономном округе».
Указанный Закон определяет правовые основы регулирования отношений в области многолетней (вечной) мерзлоты в Ямало-Ненецком автономном округе в целях безопасного и эффективного осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности в автономном округе, в том числе вопросы проведения соответствующего мониторинга и контроля его результатов.

3) Правительством утвержден порядок выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2239 утверждены Правила выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.
Выявление объектов накопленного вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется муниципалитетами, а применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление объектов накопленного вреда осуществляется Росприроднадзором или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями.
Выявление объектов накопленного вреда осуществляется путем сбора, обработки и анализа сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность.
Постановление вступило в силу с 22.12.2023.

4) Актуализирован порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
  

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 2268 «О ведении государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде» установлены критерии определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.
Документ разработан в целях реализации положений Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым усовершенствованы мероприятия по инвентаризации и учету объектов накопленного вреда окружающей среде.
Признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445, которым ранее были утверждены аналогичные правила.

5) Установлен порядок формирования программы проверок в отношении квотируемых объектов.
 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 2274 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096.
Определено, что программа проверок в отношении квотируемых объектов в части, касающейся реализации мероприятий, включенных в утвержденные планы мероприятий по достижению квот выбросов, составляется с учетом следующего количества контрольных (надзорных) мероприятий за каждый год периода реализации мероприятий, направленных на достижение квот выбросов на квотируемом объекте:
- соответствующем критериям отнесения объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, - не более 6 контрольных (надзорных) мероприятий;
- соответствующем критериям отнесения объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам II категории, – не более 5 контрольных (надзорных) мероприятий.
Постановление вступило в силу с 01.01.2024.

6) Уточнен порядок вступления в силу и применения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды.
  
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 3885-р внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-р согласно которому с 01.01.2025 пункт 182 раздела II «Для водных объектов» данного перечня вступает в силу в части углеводородов нефти.

7) Внесены изменения в Закон Российской Федерации «О недрах».
  
Федеральным законом от 25.12.2023 № 656-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О недрах».
Изменениями предусмотрено, что пользователями недр, осуществляющими региональное геологическое изучение недр за счет собственных и (или) привлеченных средств пользователей недр, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт осуществления геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, не менее чем 5 лет и в отношении которых в течение 2 лет, предшествовавших дате подачи заявки на получение права пользования недрами, не принималось решение о досрочном прекращении права пользования недрами.
Изменения вступают в силу с 01.09.2024.

8) Уточнен перечень объектов государственной экологической экспертизы.

Федеральным законом от 25.12.2023 № 673-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Так, скорректирован порядок проведения государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ), уточнены требования к заключению ГЭЭ, порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа, муниципального района отнесены организация и проведение общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Отменено требование о представлении заключения ГЭЭ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.
Закон вступает в силу с 01.09.2024, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

9) Установлены правовые основания использования лесов для осуществления изыскательской деятельности.
 
Федеральным законом от 25.12.2023 № 676-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 8.2 и 10.1 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Согласно внесенным изменениям, для использования лесов в целях осуществления изыскательской деятельности лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут, а если осуществление такой деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, – на основании разрешений органов государственной власти и местного самоуправления в пределах установленных полномочий.
Договор аренды лесного участка для проведения соответствующих работ может быть заключен на срок до одного года.
До 01.01.2026 допускается использование лесов для осуществления изыскательской деятельности без учета требований п. 1 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 01.09.2024.

10) Установлен порядок оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и апробации ее результатов.

Федеральным законом от 25.12.2023 № 677-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Также закреплено право пользователей недр (за исключением пользователей недр на участках недр местного значения) по своей инициативе обратиться в уполномоченный орган с заявкой о внесении изменений в лицензию, в случае если установлено наличие в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, не указанных в лицензии полезных ископаемых.
Кроме того, уточнены категории лиц, которые являются плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, в случае признания вскрышных и вмещающих горных пород отходами производства и потребления в соответствии со статьей 23.5 Закона Российской Федерации «О недрах».
Нововведения вступают в силу с 01.09.2024, за исключением поправок, внесенных в Закон «Об охране окружающей среды», вступающих в силу со дня их официального опубликования.

11) Уточнены требования к организации и проведению общественной экологической экспертизы.

Федеральным законом от 25.12.2023 № 681-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об экологической экспертизе»
Установлено, что привлекаемый к ее проведению эксперт должен быть аттестован Росприроднадзором, при этом аттестация проводится на безвозмездной основе.
Порядок аттестации, в том числе требования к экспертам, форму заявления об аттестации, перечень областей аттестации в соответствии с объектами государственной экологической экспертизы, положение об аттестационной комиссии, требования к проведению квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене, условия, при соответствии физических лиц которым их аттестация проводится без квалификационного экзамена, а также порядок формирования и ведения реестра аттестованных экспертов государственной экологической экспертизы устанавливается Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России.
Реестр экспертов экологической экспертизы размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет».
Федеральный закон вступает в силу с 01.09.2024, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

12) Внесены изменения в порядок осуществления общественного экологического контроля.

Федеральным законом от 25.12.2023 № 683-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Определено, что общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, а также гражданами. Проведение общественного контроля в области охраны окружающей среды на объектах, используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства, других объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, не допускается.
Кроме того, уточнены требования, предъявляемые к общественным инспекторам по охране окружающей среды, их права и обязанности. В частности, установлено, что общественными инспекторами по охране окружающей среды не могут быть лица, признанные иностранными агентами, лишенные в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие гражданство иностранного государства.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), ведется перечень общественных инспекторов, который является общедоступным и подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте указанного органа.

13) Правительством утвержден порядок выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.
 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2239 утверждены Правила выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.
Выявление объектов накопленного вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется муниципалитетами, а применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление объектов накопленного вреда осуществляется Росприроднадзором или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями.
Выявление объектов накопленного вреда осуществляется путем сбора, обработки и анализа сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность.
Постановление вступило в силу с 22.12.2023.

14) С 01.09.2024 вносятся изменения в правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2023 № 2122 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451.
В частности, установлено, что эксплуатирующая организация обязана, в числе прочего, направить в Росприроднадзор план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Направление плана не требуется в случае, если такой план является составной частью проектной документации, разработка которой предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и на которую получено заключение государственной экологической экспертизы.
Эксплуатирующая организация направляет план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа или в форме электронных образов бумажных документов, посредством использования единого портала госуслуг.
Определена процедура рассмотрения и согласования указанного плана, а также внесения записи о согласовании в соответствующий реестр.

15) По материалам проверки природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту загрязнения окружающей среды.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой при проведении надзорных мероприятий в ходе осмотра территории производственной площадки участка добычи нефти в Пуровском районе выявлен факт порыва шламонакопителя (котлована для сбора и накопления отходов, сточных или технологических вод, образующихся в ходе бурения нефтяных скважин) с последующим растеканием содержащихся в нем отходов бурения на прилегающую территорию.
В ходе проверки установлено, что указанное техногенное событие допущено в результате несоблюдения установленных законом требований сотрудниками нефтедобывающих предприятий и повлекло загрязнение нефтепродуктами земель лесного фонда на площади 9418 м2. 
По итогам проверки природоохранным прокурором соответствующие материалы направлены в Пуровский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по ЯНАО для уголовно-правовой оценки, в результате чего следственными органами возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 247 УК РФ (хранение и иное обращение химически веществ и отходов, с нарушением установленных правил, повлекшее загрязнение окружающей среды).
Ход и результаты расследования уголовного дела находятся на контроле органов прокуратуры.

16) Природоохранным прокурором в судебном порядке приняты меры по обязанию хозяйствующего субъекта оборудовать газоочистительными установками источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой при проведении надзорных мероприятий в сфере исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что АО «Ямалкоммунэнерго» в Ямальском районе (с. Яр-Сале, с. Панаевск, с. Салемал, п. Новый Порт, п. Сеяха) эксплуатируются 11 стационарных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные) в отсутствие установок очистки газа.
По результатам проверки природоохранный прокурор в судебном порядке обратился к указанной организации с требованием обязать оборудовать установками очистки газа стационарные источники выбросов.
Решением суда требования прокурора удовлетворены (не вступило в законную силу), фактическое устранение нарушений и реализация мероприятий находится на контроле природоохранной прокуратуры.

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт