Факты подлинной истории ужасных злодеяний фашизма
ФСБ рассекретила донесения советской разведки о зверствах гитлеровских карателей, их приспешников во время оккупации Смоленской области в годы Великой Отечественной войны.
Документы-спецсообщения о мучительных истязаниях красноармейцев, женщин и детей с лета 1942 по весну 1943 года направлял в Москву и областному партийному начальству начальник управления НКВД Смоленской области Пётр Кондаков.
Горькая правда
Незадолго до начала войны в Красную армию из Салехарда был призван коммунист, сотрудник исполкома совета депутатов Ямало-Ненецкого округа, первый директор Салехардского зооветеринарного техникума Артамон Витязев (на фото) – по национальности коми.
Его семья переселилась на Ямал в двадцатых годах, и здесь он создал свою трудовую и партийную биографию. На фронте старший политрук воевал в звании капитана, был женат и были дети, сегодня где-то живут его внуки-правнуки. А погиб Артамон Васильевич в 1943 году на Смоленщине, где похоронен на братском кладбище деревни Медведево, от которой тогда остались одни печные трубы, всё сожгли немцы.
Обращаясь к истории войны, мы часто говорим высокие слова, не особо вдумываясь в их смысл, что, мол, за Родину, за будущее детей и прочее воевали. Но наши солдаты не просто воевали за будущее – они боролись против истязаний, уничтожения народов России.
Приведём несколько цитат из спецсообщений Петра Кондакова. «Местные жители Вязьмы, даже женщины с грудными детьми, сгонялись в лагерь для военнопленных, где их почти не кормили. Ежедневно в лагере от голода, болезней и расстрела погибало 200–250 человек». На одной из улиц города после его освобождения нашли несколько десятков рвов с множеством трупов жителей и военнопленных, погибших в лагере. Общее число замученных составляло 20–30 тысяч человек. Еврейское население Вязьмы нацисты истребили полностью.
«На Фроловском кладбище немецкие изверги оставили жуткие следы своих кровавых злодеяний. Ров длиной в 100 метров и шириной в 4 метра заполнен трупами замученных, сожжённых и расстрелянных военнопленных красноармейцев и мирных граждан. Всего на этом кладбище зарыто около трёх тысяч человек, в том числе женщин и детей».
Страшные расправы творили гитлеровцы и в Сычёвском районе. Так, в траншеях на южной окраине Сычёвки нашли трупы зверски замученных советских военнопленных. «Многие трупы имеют следы дикой расправы и издевательств – отрезаны уши, носы, вырваны половые органы, тела исколоты ножами», говорится в спецсообщении. По неполным данным, в траншеях зарыто не менее трёх тысяч тел.
Не жалели нацисты и стариков, и детей – среди 23 расстрелянных под Новоселками оказались мирные жители в возрасте 73 и десяти лет. Жесточайшую расправу оккупанты учинили 22 мая 1942 года над жителями деревни Кижинцы Духовщинского района. «Молодых женщин и девушек изнасиловали, после чего подвергали пыткам – отрезали груди, конечности, многие раздавлены танками и сожжены живьём. На месте было обнаружено 59 трупов женщин и детей», – сообщал Пётр Кондаков. А в созданном немцами под Смоленском лагере военнопленных красноармейцев почти не кормили, что обернулось массовым заболеванием. «Присланный для медобследования фельдшер (из числа пособников, добровольно перешедших на сторону врага), согласно полученным им инструкциям от немецкого командования, дал заключение, что ряд пленных красноармейцев заболел тифом и инфекция может принять массовый характер. В этот же день больных и физически ослабевших военнопленных немцы привели к подвалу дома, где раньше была столовая, и учинили над ними зверские расправы», сказано в документе. Больных расстреляли, а ещё живых красноармейцев бросили в подвал, где они умерли.
Здесь была деревня…
Многие знают про белорусскую Хатынь, но эта «практика» была постоянной – немецкие оккупанты запирали жителей сёл в избах и поджигали их. Пытавшихся спастись и выбраться через окна расстреливали. Часто шли массовые облавы: женщин, подростков, стариков увозили в Германию.
«В Вяземском районе немцами насильно угнано в тыл 4 096 человек, в том числе детей 656 человек. В Износковском районе из 25 тысяч человек, проживавших до оккупации, угнано 12 тысяч. <…> В Гжатском районе немцы угнали 5 419 людей, в том числе детей – 624 человека; в Темкинском районе насильно угнано 3 944 человека; во Всходском районе фашисты насильно угнали в тыл 16 166 человек. Аналогичные факты установлены и в других районах области», отмечается в рассекреченных документах.
Такая вот страшная история, и, когда говорят, что, мол, надо забыть и простить, становится дико от таких речей. Нет им прощения, и забыть нельзя их зверства. Не защити и не погибни наши родственники, что ждало бы жителей страны? Смоленщина, свидетельствуют эксперты, до сих пор не восстановила довоенную численность населения, до сих пор на месте многих деревень стоят таблички «Здесь была деревня…».
Знать и помнить
Против повторения этих зверств воевал и погиб капитан Артамон Витязев и ещё миллионы советских солдат всех национальностей огромной страны. И эти страшные страницы истории войны – зверств оккупантов, их приспешников – надо знать. Как сказал в интервью «Российской газете» заместитель руководителя Федерального архивного агентства Андрей Юрасов, «мы хотели бы обратить внимание всех пользователей, что документы содержат шокирующие описания издевательств над мирным населением СССР. Документы проекта «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (http://victims.rusarchives.ru/) свидетельствуют о кровавом терроре, беспрецедентном зверстве и насилии… Мы прекрасно понимаем, что документы тяжелы для восприятия, но, с другой стороны, они имеют сильнейшее воспитательное и нравственное значение. Мы должны помнить о трагедии мирного населения в годы Великой Отечественной войны. Новые поколения наших соотечественников и их зарубежных сверстников должны набраться мужества и с открытыми глазами оказаться перед фактами подлинной истории ужасных преступлений нацизма. Осознать войну глубоко и лично».
А павшим в боях с немецко-фашистскими оккупантами и вернувшимся с фронтов войны солдатам вечная память!