В гости к Наталье Рябовой меня привело её увлечение. Но едва переступив порог дома, поняла – разговор пойдёт не только о вышивке.
Три часа – шестьдесят отверстий
Музей – так называют друзья и соседи квартиру Натальи Рябовой. Правда, в этом музее экспонаты разрешается не только разглядывать, но и трогать и даже пользоваться ими. К примеру, затупился у вас карандаш, для решения этой проблемы Наталья Владимировна может предложить одну из своих точилок. Их в её коллекции более пятисот, да каких! Точилки-собачки и точилки-черепашки, герои мультипликационных фильмов, дамские сумочки, кактусы, автомобили, телефоны, чайники, карусели… Что-то привезено приятельницами из отпусков, другие покупала сама. А вот на колокольчики хозяйка дома не потратила ни рубля – все сувениры подарены. А ещё у неё можно увидеть собрание кукол в национальной одежде, немало фигурок ангелочков. Но особое удивление и восторг у гостей вызывают картины, вышитые Натальей Владимировной и её мамой собственноручно. Разных размеров и разной тематики.
Осмотр начинается уже в прихожей, где по стенам порхают бабочки и распускаются диковинные цветы. Проходишь в кухню, а здесь «дитя заката», воспетый Алёной Свиридовой розовый фламинго соревнуется в сочности красок с жизнерадостными, солнечными, жёлтыми лимонами, в одной комнате торопится спрятаться от грозы девочка, в другой отдыхает после удачной охоты могучий тигр… Вызванному мастеру потребовалось ни много ни мало три часа, чтобы просверлить в стенах квартиры, в которую семья переехала не так давно, отверстия, дабы женщины могли красиво, по сериям, развесить свои произведения. И не то чтобы стены были такие неприступные – картин набралось аж шесть десятков. Хотя, признаётся собеседница, работ гораздо больше. Оставшимися, хранящимися в шкафу, она займётся позже, благо свободного места в доме ещё достаточно.
Обрамлению не последнее место
За чашкой чая ведём неторопливую беседу о том, как всё начиналось. Непосредственно вышивкой, вспоминает Наталья Владимировна, она занялась около десяти лет назад. До этого только наблюдала за тем, как из-под иголки в руках мамы вырастают деревья и цветы, восхищалась, как стежок за стежком, и вот уже засыпана снегом деревенская дорога, прыгают по куполам храма Христа Спасителя солнечные зайчики…
– Моим «первенцем» стал осенний лес, – рассказывает рукодельница, – не самая лёгкая, скажу я вам, в выполнении работа – много цветов, переходов от одного к другому. И здесь главное было не промахнуться, ведь ошибись я хоть одной клеточкой, картина была бы «сломана».
Это правило – ни на что не отвлекаться и сосредоточиться лишь на работе – действует не только при «написании» пейзажей. По словам Натальи Рябовой, особенно просчёты видны, а оттого недопустимы, в портретах. А вообще, признаётся, вышивание тихими зимними и не только вечерами приносит ей умиротворение после беспокойного, насыщенного различными событиями дня. Она никуда не торопится, и её никто и ничто не торопит, ну разве что желание увидеть результат. Вышивка – дело трудоёмкое, работа даже над самой маленькой картиной размером 20 на 25 сантиметров длится недели две. А ведь эту красоту ещё надо оформить. И не просто купить рамки, но чтобы они соответствовали и гармонировали. Лично мне очень понравились хорошо вписавшиеся в интерьер кухни забавные рамки в виде вытянутого яблока.
На чём глаз отдыхает
Работы Натальи Владимировны и её мамы не раз выставлялись в МВК имени Шемановского и приводили в восторг не только простых посетителей. Вспоминает, как один из художников-профессионалов подолгу разглядывал каждую картину, особенно «Венецию» с её тёмными тяжёлыми водами, и всё время удивлялся: «Я знаю, как и какие надо смешать краски, чтобы получился нужный оттенок, но даже представить не могу, как можно добиться желаемого эффекта, используя нитки. Поразительно!». Мастерица только улыбалась: у вас свои секреты, у нас – свои.
Почти 10 лет потребовалось Джоанне Лопиановски-Робертс из американского Сан-Франциско, чтобы повторить все детали росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Потрясающую работу Микеланджело она воссоздала вышивкой крестом. Разработка схемы заняла 700 часов. Размер копии росписи составляет 203 на 90 сантиметров, вышивка состоит из 628 296 стежков в 1809 цветовых комбинациях.
А китайский художник Киао Лианчун с 25-ю помощниками создали самую длинную в мире вышивку – 25 метров в длину и 0,96 метра в
У каждого творца есть любимое произведение, и это не обязательно первая работа. Моей героине ближе всего небольшой (она вообще, признаётся, тяготеет к миниатюре) триптих «Цветы». Картина эта напоминает о доме, в котором жила до недавнего времени, дворе, сплошь утопающем в лилиях и маргаритках, декоративных ромашках и астрах, – каждое лето она украшала территорию на радость себе и своим гостям.
– Выписываю журналы, покупаю схемы, тем, конечно, много, выбор огромный, но вышиваю не всё подряд, а то, что нравится. Больше всего люблю пейзажи. Деревья в осеннем золотом одеянии, летние мотивы – всё это радует глаз нашей долгой белой зимой, – говорит Наталья Рябова.