Предприятие «Орион» было создано в 1996 году и, пройдя ряд преобразований хозяйствования и формы собственности, вышло на рынок города с рыбной продукцией.
Положительные отзывы
Рыболовецкая артель «Орион» на сегодня одно из немногих предприятий, которое выпускает не только различные рыбные консервы, но также полуфабрикаты из сиговых и частиковых пород рыбы. Фирма выпускает мороженое филе щуки, налима, щокура уже без чешуи и кожи; котлеты и фарш из этих рыб, а также различную нарезку копчёной, слабосолёной, мороженой рыбы, что повышает спрос на эту готовую продукцию. Кстати, надымские учёные на одной из конференций отмечали, что свежая продукция из налима или щуки снижает «вредный» холестерин в организме человека.
Хозяин предприятия Олег Мамеев прошёл, как говорит, все ступени малого бизнеса. Его рыбное производство начиналось в 2000 году с небольшого рыбного цеха, где выпускали копчёную и слабосолёную рыбу. Спрос рос, и потребовались новые современные мощности. Предприниматель подыскал технологичные производства, отвечающие возможностям и потребностям малого продовольственного бизнеса, и нашёл завод по переработке рыбы. Приобретён он частично за счёт самой рыболовецкой артели. Существенную помощь оказали департамент экономики автономного округа и другие структуры, поддержавшие инвестиционный проект и выделившие средства, за которые предприниматель теперь рассчитывается.
Построили завод в 2016-м. Почти год ушёл на получение различных документов, слишком велики ещё объёмы различных согласований. В эксплуатацию завод был введён в тестовом режиме в мае 2017 года, тогда были выпущены пробные партии продукции, получившие положительные отзывы.
По советским ГОСТам
После промышленного пуска завода начали расширять линейку выпускаемой продукции. Если ранее производили мороженую, солёную и копчёную рыбу, филе и фарш, то теперь перешли и на выпуск различных консервов. Сегодня вся продукция завода имеет лицензии служб, контролирующих качество пищевой продукции. Есть и ещё одна её особенность: когда ликвидировали Салехардский рыбоконсервный завод и громили его техническую библиотеку, Олег Мамеев собрал там специальную литературу по обработке и условиям выпуска различной рыбной продукции. Несмотря на почтенный возраст книг – это 30 – 50 годы прошлого века, они не утратили производственной актуальности по тем же ГОСТам на консервацию, по рецептуре и технологии переработки, которая почти не поменялась. А при Советах к качеству пищевой продукции подходили строго.
«Орион» выпускает консервы с томатной пастой, маслом, луком, морковью, душистым перцем, лавровым листом и другими специями, которые придают аромат продукции, или в собственном соку. Надо заметить, что изготавливать консервированную продукцию предприниматель стремится в рамках ГОСТов и ОСТов, что, возможно, увеличивает её стоимость, но повышает, как отмечает Мамеев, качество продукции, а за ним стоит спрос покупателей.
А полуфабрикаты, говорит предприниматель, начали выпускать по предложениям горожан. Многим неудобно дома заниматься подготовкой филе или фарша, поэтому на предприятии освоили эту продукцию и не прогадали, она пользуется спросом.
Тысяча в смену
Кредиты надо возвращать, поэтому на предприятии увеличивают производство продукции и расширяют её ассортимент. Есть у «Ориона» проблема чисто российского характера: отечественное оборудование то и дело выходит из строя, а к импортному сложно найти запасные части. Наша индустрия, видимо, ещё не освоилась с выпуском технологического оборудования для малого производства по переработке пресноводных пород рыб. Между тем мощности, аналогичные заводу Олега Мамеева, востребованы в отрасли. Как говорит хозяин, они довольно мобильны и на таких комплексах можно быстро перестроить технологические циклы под запрос рынка, что придаёт бизнесу подвижность и реагирование на спрос. Это не огромное производство с миллионными мощностями и сотнями сотрудников. На таких предприятиях можно производить продукцию не рентабельную для крупных предприятий, как и делает Мамеев. У него нет мощного конвейера по производству консервов, есть закаточная машина, автоклавы, соусоварки, фритюрницы, другое современное оборудование. Поэтому существуют доля ручного труда и оперативная мобильность при изготовлении той либо иной продукции. Олег Мамеев отмечает, что технология его производства ориентирована на мощности малого бизнеса.
На «Орионе» работает до пятидесяти человек в сезон вместе с рыбаками, а в среднем 25 – 30 сотрудников. Расширение объёмов связано и с потребностями рынка – спросом и с необходимостью рассчитываться по финансовым обязательствам. Поэтому идёт поиск расширения видов продукции. А пока на «Орионе» выпускают около тысячи банок консервов в смену, это помимо фарша и других полуфабрикатов, а также копчёной и слабосолёной рыбы и пресервов – всего около 200 видов продукции. Её себестоимость несколько выше, чем у конкурентов, – за счёт платы по кредитам и ручного труда. Но владелец бизнеса отмечает, что в ценовой политике ориентируется на среднюю стоимость продукции в городе и не завышает цены на товар. Реализуется готовый товар преимущественно в Салехарде, где у предпринимателя есть торговые точки на городском рынке и в ТК «Апельсин». В настоящее время Олег Мамеев также ведёт переговоры с сетевыми магазинами города, и, возможно, в ближайшее время его продукция появится в них.
Рыба из морских глубин
Приобретать рыбу для производства продукции Олегу Мамееву не приходится, за исключением енисейского муксуна, – на промысел своего наложен запрет. Мамеев владеет промысловыми участками в зоне Аксарки, где добывает рыбу различных пород, преимущественно «чёрную». Добыча составляет в среднем от 120 до 160 тонн, этих объёмов пока хватает для производства. Кроме того, предприниматель выиграл конкурс на промысел в Байдарацкой губе и намерен начать там лов и переработку морской рыбы – камбалы, гольца, наваги, горбуши и других, чтобы заполнить мощности завода и расширить линейку выпускаемой консервированной и прочей продукции. Спрос на морскую рыбу также растёт в городе, и продукция из неё будет востребована. К тому же там стал попадаться и камчатский краб! В семидесятые годы прошлого века его решили разводить в зоне Мурманска. Он прижился там, но, видимо, тянет на родину, и краб, медленно мигрируя в зону Камчатки, «дошёл» уже до Ямала, где его можно промышлять в небольших объёмах.
Выход на морскую рыбу укладывается и в окружную стратегию развития рыбной отрасли. Поэтому на встрече губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина с предпринимателями Олег Мамеев попросил у него содействия в формировании рыбного стана на Байдарацком участке. Существует здесь и экономический расчёт: вдоль берега Байдарацкой губы проходит полотно железной дороги и грунтовки, что облегчает транспорт техники и сырья, а на бездорожье, отмечает Мамеев, там приходится всего около 30 – 40 километров, но это уже уровень малозатратной доступности. Кроме того, в этой зоне действует ряд предприятий ТЭКа – это потенциальный рынок сбыта готовой продукции и решение вопросов продуктовой безопасности в регионе.