наверх

Пройду я по Макарова, сверну на Бастионную...

«ПК» № от 1 мая 2014
Пройду я по Макарова, сверну на Бастионную...

Настенная тарелка напоминает Михаилу Булашову о прошлогоднем визите в город-герой Брест, а скоро рядом с этим сувениром появится ещё один – из Севастополя, гордости русских моряков.

Шестого мая ямальские ветераны отправятся в Санкт-Петербург, Минск, Севастополь, Иерусалим и Нетанию, чтобы принять участие в мероприятиях, посвящённых 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной вой­не. Поездка в Израиль связана с открытием в этом году ещё одного экспоната нетанийского мемориального комплекса в память о бойцах Красной Армии, победивших нацизм (сам комплекс был открыт летом 2012 года). Напомним, поездки Памяти участники войны, бывшие узники нацистских концлагерей, труженики тыла и жители блокадного Ленинграда совершают с 2007 года. Встречаются в Москве, где посещают Ленинско-Снегирёвский военно-исторический музей, возлагают цветы к мемориалу воинам-сибирякам, а на следующий день отправляются группами в города-герои России, ближнее и дальнее зарубежье. В пути их сопровождают кадеты ямальских школ, медицинские работники, журналисты.

Свобода дороже

Михаил Булашов показывает награды – «Ветеран труда СССР», «Ветеран МВД», «Ветеран ОВД». Он проработал в салехардской милиции 31 год, вышел на пенсию в 1982-м в звании старшины. Пенсионер вспоминает, как конвоировал обвиняемых в суд, осуждённых – в воркутинскую исправительную колонию, нёс службу в КПЗ – камере предварительного заключения.

– Произошёл у нас однажды такой случай, – рассказывает Михаил Андреевич. – Здание милиции было деревянным, туалет – дырка в полу. И один товарищ, задержанный за убийство, сбежал из КПЗ через выгребную яму. Перемахнул через забор – и был таков. Его заметил прохожий, сообщил куда следует, тут же пошли проверять. Пересчитали, вроде бы все на месте. Пропажа обнаружилась только после пересменки, тогда же выяснилось, что соседи беглеца по камере так ловко завернули матрас, что со стороны казалось, будто это спящий человек. Через неделю убийцу всё-таки поймали.

Отголоски войны

Есть у нашего героя ещё одна медаль – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов». Точнее, была, но давным-давно затерялась. Остались лишь запись о награждении в военном билете и подтверждение из тюменского архива, что Булашов действительно является тружеником тыла.

Когда фашисты напали на Советский Союз, Михаилу шёл двенадцатый год. В небольшой тюменской деревушке, где жила его семья, остались одни женщины да дети – мужчины ушли воевать. Подросток работал в колхозе, пахал землю на лошадях, по окончании курсов пересел на трактор.  

– Весть о победе застала меня в поле, бригадир сообщил. То-то радости у нас было. И слёз, конечно. С фронта многие не вернулись.

Война унесла жизни троих старших братьев супруги Михаила Андреевича Клавдии Владимировны. Только вот сложили они головы не на полях сражений.

– Мы жили в Ростовской области в станице Казанская, что в 25 километрах от Вёшенской, где долгие годы жил и работал Михаил Шолохов. В 41-м мне исполнилось четыре года. В память врезалось, как мы убегали от немцев, мама тогда запрягла в телегу корову, усадила нас, детей, и мы поехали в село Обрыв. Когда закончилась война, и мы вернулись назад, то дома своего не обнаружили – немцы сожгли. Два года жили в землянке. Однажды братья нашли в саду боеприпасы... Взорвались. Маму тогда от горя парализовало.  

Два плюс шесть

В Салехарде Михаил Булашов живёт с 1953 года, приехал сюда сразу после армии вслед за родными. Клавдия Владимировна перебралась на Север из Воронежской области в 78-м, устроилась в магазин «Снежинка» продавцом, а уже через год стала многодетной матерью. Она – вдова с двумя детьми, он – вдовец, у которого шестеро по лавкам, в образовавшейся семье оказалось четыре мальчика и четыре девочки.

– Когда жила под Воронежем, ко мне много мужчин сваталось, и бездетных, а я не соглашалась. Судьба, наверное, что моим мужем стал многодетный отец, – рассказывает женщина. – Трудно жилось, десять человек на 49 квадратных метрах, три печки, для которых надо было заготавливать много дров. Вот так вся жизнь в трудах и прошла.

На прощание Михаил Андреевич показывает сувенирную настенную тарелку.

– Она из Бреста. В прошлом году ездил туда в составе ямальской делегации. В этом городе никогда до этого не был, хоть и проходил службу в Белоруссии. В армию был призван в 1949 году в танковые войска. И Севастополь никогда не видел, вот съезжу, посмотрю и обязательно привезу что-нибудь на память.

Фото:Надежда СЕМЁНОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт