наверх

По маршруту недостроенной мечты

«ПК» № от 1 июля 2021
По маршруту недостроенной мечты

Как сохранить памятник, растянувшийся на сотни километров

В главном музее Ямала прошла встреча с участниками экспедиции по местам, где строилась железная дорога Салехард – Игарка, которую ещё называют «мёртвой дорогой».

Собравшись в экспедицию в конце лета прошлого года, сотрудники МВК имени И. С. Шемановского определили для себя два маршрута по 300-километровому участку недостроенной железной дороги между Надымом и Салехардом. Несмотря на то, что почти все строения рухнули из-за подвижек почвы, пострадали от природных пожаров или были разобраны людьми, брошенные объекты 501-й стройки по-прежнему кладезь материалов для исследований.

Учёные не только описали и сфотографировали остатки лагерных пунктов, но и обнаружили предметы, представляющие интерес для музеев.

Как рассказал руководитель экспедиции, научный сотрудник сектора археологии и этнографии Никита Перцев, от каждого лагеря, по возможности, проходили от четырёх до десяти километров, фиксируя все встречающиеся объекты: семафоры, разъезды, водоотводные каналы, мосты. Итоговым результатом поездки стал отчётный фильм «В лесах похоронены города», премьерный показ которого состоялся во время пресс-конференции. В этот же день фильм вышел и на YouTube-канале МВК.

Подробнее о находках рассказал заведующий сектором новой и новейшей истории окружного музея Алексей Мазурин, который откровенно признался: в фондах не так много предметов, которые иллюстрируют строительство «мёртвой дороги». По его убеждению, прекрасным экспонатом являются рельсы:
– На каждом клеймо, где и когда он был произведён. Хотя состояние их плачевное, но встречаются уникальные – с арабской вязью. Рельс где попало изготовить невозможно, для этого нужно мощное сталелитейное производство. Заводов, которые их выпускали, немного, и практически все отметились в нашей ямальской тундре. 

Из рельсового полотна во время экспедиции изъяли фрагменты более тридцати различных марок рельсов. Среди них британские, польские, германские и американские, а также отечественные, досоветского и советского периодов.

Часть коллекции рельсов уже представлена на выс­тавке «Маршрутами недостроенной мечты», которая открылась в феврале. И она будет пополняться, заверили сотрудники музея. 
 

Фото к статье
По маршруту недостроенной мечты
Фото:Сергея АФАНАСЕНКО
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт