наверх

Крепкая женщина

«ПК» № от 28 июля 2016
Крепкая женщина

В день юбилея Фрида Александровна получила поздравления от Президента страны и главы администрации Салехарда, которые передал долгожительнице вместе с цветами и подарками первый заместитель градоначальника Евгений Семихин.

Она по сей день живёт в небольшом домике на берегу Шайтанки, отказавшись от переселения в кирпичную многоэтажку. Этот домик они приобрели с мужем, вместе завели хозяйство и сад, рыбачили, ездили за грибами и ягодами. Может, в память о любимом муже или потому что не представляет свою жизнь без домашних хлопот и забот во дворе, Фрида Александровна им очень дорожит. А на Крайнем Севере она оказалась не по своей воле.

– Меня и мою маму, Луизу Кондратьевну, как и других немцев Поволжья, посадили в вагоны, в которых перевозили скот, солдат и овощи, и отправили в Сибирь. Первой остановкой была Тюменская (в то время Омская) область, где мы прожили до конца военной зимы 1941 – 1942 годов, дальше был Омск, где мы находились до лета, и только потом, с открытием навигации, теплоходом нас отправили на Ямал. Так я и оказалась в Салехарде, – вспоминает Фрида Александровна.

В ссылке в пятнадцатилетнем возрасте её распределили на лесозаготовительный участок вверх по Полую. Из еды взрослым выдавали в сутки по 600 граммов хлеба и вечером ковш баланды, перемешанной с солёной рыбой и щёпоткой тёмной муки. А детям полагалось всего лишь 300 граммов хлеба. И всё. Тогда мама сказала дочери: «Давай, Фридочка, иди на работу, чтобы ты тоже 600 граммов получала». 

Вспоминая это, Фрида Александровна плачет, закрывая лицо руками. Вместе с другими ссыльными она пилила лес, а мужчины нагружали и вывозили брёвна на лошадях к реке. Голод, холод и работа наравне со взрослыми закалили характер. 

Через год после окончания войны Фрида вышла замуж. Свадьбу справили на майские праздники, гуляли всей факторией, а из угощений были сушёная картошка и мясо, а ещё мама приготовила национальные немецкие пирожки. 

После смерти Сталина, когда репрессированные могли уехать, семья Вейнбендер решила остаться на Севере. Фрида устроилась станочницей в Салехардский деревообрабатывающий комбинат, а муж Александр – столяром в стройконторе, где сейчас находится Салехарддорстрой. Работала Фрида в пример другим: выполняла все операции сама, даже слесаря не надо было. Как передовика производства её награждали почётными грамотами, денежными премиями, а в праздники она получала подарки, её портрет красовался на Доске почёта. Вплоть до выхода на заслуженный отдых Фрида Александровна работала в бондарном цехе.

Уже 11 лет, как не стало супруга и она живёт одна. Тогда и пригодилась закалка в суровых условиях тундры. Фрида Александровна по сей день многое делает сама, только картошку перестала сажать – просит помочь знакомую. Она ещё в силах и постирать, и полы помыть, и ремонт провести летом, отказываясь от помощи соцработников. 

Наверное, ей известен секрет долголетия. Ей говорят, что она крепкая женщина.

Фото:пресс-службы администрации города
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт