наверх

Земля отпускает в небо

12 марта 2015
Земля отпускает в небо

В этом году исполнилось 80 лет с момента начала регулярных полётов в Салехард.

Задание партии

История авиационных перевозок и создание аэропортовой структуры в Салехарде началась в 1934 году, когда Ямало-Ненецкий окрисполком и окружком ВКП(б) обратились в Правительство СССР с предложением организовать летние и зимние авиационные линии Салехард – Яр-Сале, Новый Порт – Тамбей, Салехард – Ныда – Хальмер-Седе (Тазовск). Предложение поддержали и строить вокзал, как его позже называли «курятник», начали в районе 

Гидропорта, там, где потом открыли городище Усть-Полуй.

Однако полёты в Обдорск – Салехард начались несколько раньше официальной даты. С конца двадцатых – начала тридцатых годов прошлого века в СССР уделяют большое внимание социальному и промышленному освоению Крайнего Севера, в чём немалую роль играет авиация. Вначале это были разовые героические полярные полёты, затем они стали прозой будней, не утратив своей героики и по сей день.

Итак, авиационная история Салехарда началась в 1930 году. В то время на складах Обдорска скопилось большое количество заготовленной пушнины, которую требовалось срочно вывезти на Международный пушной аукцион в Ленинград. Это задание партии и Советского правительства, как писали газеты, выполнил экипаж под командованием лётчика Ивана Михеева на легендарном самолёте АНТ-9. С 31 января по 6 марта 1931 года он выполнил перелёты по маршруту Москва – Тобольск – Берёзово – Обдорск и обратно. В зимнее время самолёты садились на лёд вблизи Обдорска, летом приземлялись на берег Шайтанки (ныне – район ЦДТ «Надежда»), там до середины 50-х годов действовал сухопутный аэродром.

Полярные асы

Иван Михеев – легендарная фигура своего времени, которого знала вся страна. Он был участником одного из первых трансконтинентальных советских международных перелётов на АНТ-9 вместе с Михаилом Громовым по маршруту Москва – Травемюнде – Берлин – Париж – Рим – Марсель – Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Москва. В 1933 году высшей награды – ордена Ленина – удостоен лишь один пилот – Иван Михеев. Затем ему доверено управлять АНТ-14 «Правда», флагманом Особой сводной авиационно-воздухоплавательной эскадрильи имени Максима Горького при Главном управлении ГВФ. Погиб Иван Михеев 18 мая 1935 года при выполнении полёта на АНТ-20 «Максим Горький».

Также в начале тридцатых небо над Обдорском осваивают лётчики Омской аэростанции. Они летали на АНТ-9 по маршруту Омск – Тавда – Обдорск. На линии работали пилоты А.В. Лункевич, С. Антюшев, Р.Р. Линк, В.С. Молоков, бортмеханики Д.П. Кузнецов, Г.В. Дикарев. Их самолёты садились, вероятно, на лёд Оби. Эти первые полёты, что сегодня стали легендой, и привели к обращению окружных властей в Правительство СССР.

Первый регулярный

В итоге в Салехарде 8 февраля 1935 года закончена организация Гидропорта и начаты первые регулярные полёты по маршруту Тюмень – Салехард. Первый рейс выполнил пилот Николай Целибеев, ещё одна легенда полярной авиации. Он – лётчик Главного управления Севморпути, Енисейской авиагруппы, начальник управления воздушной линии Тобольск – Обдорск. В 1935-м на АИР-6 выполнил первый рейс Тобольск – Самарово (Ханты-Мансийск). С 1937 года был командиром II линейного отряда Енисейской авиагруппы. Но в его биографии немало «белых пятен». Так, в 1937 году по приказу руководства Беломорского авиаотряда Николай Целибеев назначен командиром звена из самолётов Н-71 и Н-114, которые вылетели из Архангельска в Новый Порт для оказания помощи рыбакам, терпящим бедствие в Тазовской губе. 

В следующем, 1936 году, начались полёты по авиалиниям: Салехард – Яр-Сале – Новый Порт – Тамбей, Салехард – Ныда – Хальмер-Седе (Тазовский). Полёты выполнялись между 22 августа и 5 октября на самолёте Н-154, в составе экипажа – командир С. Антюшев (погиб в 1943 году в Карском море) и бортмеханик Каратаев. Конечно, тогда самолёт ещё был чудом из чудес, и посмотреть на него сбегалось население посёлков, куда прибывали авиаторы. Рейсы назывались регулярными, но возили на них грузы и редких пассажиров, а также врачей, больных и географов.

От авиазвена до отряда

Отгремела война, и развитие авиации продолжилось. В 1947 году в Салехарде создана станция санитарной авиапомощи. В 1950 году здесь организовано отдельное авиазвено Уральского управления ГВФ, его командир – известный лётчик, Герой Советского Союза Пётр Панов. В 1951 году его преобразовали в отдельное звено Тюменской авиагруппы, а 2 августа 1963 года на этой базе создан Салехардский объединённый авиа­отряд, который в 1972 году возглавил Владимир Васильев, ныне – Почётный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа. 

В 1954 году в Салехарде базируется эскадрилья самолётов Ан-2 и Ан-2В, а в 1961 году построена грунтовая взлётно-посадочная полоса. К этому времени также возведено здание аэровокзала, которое к настоящему времени не сохранилось.

В 1964 году открыто регулярное сообщение Салехарда на самолёте Ан-24 с Тюменью, тогда крылатые машины садились ещё на грунтовую полосу. В этом же году аэропорт принимает на постоянную «прописку» вертолёт Ми-4, в 1966 году их уже 14, а также 26 самолётов Ан-2 в составе двух эскадрилий и восемь Ли-2. Темп роста перевозок пассажиров постоянно нарастает, увеличивается и парк базирующихся в аэропорту воздушных судов. Соответственно, расширение объёма перевозок требует расширения мощностей для приёма самолётов, и в 1971 году в Салехарде вводят в эксплуатацию металлическую взлётно-посадочную полосу.

Пополнение парка

Почти одновременно идут смена и расширение парка самолётов, внедрение новой вертолётной техники в аэропорту Салехарда. С 1971-го начинается освоение вертолётов Ми-8,

с 1976 года – грузового самолёта 

Ан-26, с 1977-го – вертолёта Ми-6. Первый Як-40 пригнал в Салехард зимой 1972 года лётчик Геннадий Зайцев. А 17 мая следующего на нём выполнен первый рейс в Тюмень. Затем 15 мая 1974 года открыт рейс Салехард – Москва, его выполняют с двумя посадками. Продолжительность полёта около восьми часов на Ан-24 и Як-40.

70 – 80-е годы отмечены бурным освоением месторождений нефти и газа ямальского Севера, строительством здесь новых городов. В эти годы коллектив салехардского аэропорта работает в круглосуточном режиме и обеспечивает обслуживание собственного парка самолётов Ан-26, Як-40, Ан-2, вертолётов Ми-8 и Ми-6.

В зимнее время в аэропорт прикомандировывают самолёты Ан-2 на лыжах для вывоза рыбы и мяса с факторий и Ан-12, которые перевозят буровые трубы, крупномонтажное оборудование и строительные материалы во все уголки округа. В 1980 году решением Тюменского облисполкома начинается строительство новой искусственной взлётно-посадочной полосы в Салехарде, но в 1981 году его прекращают из-за нехватки средств. 

Лучший аэропорт

С начала девяностых годов одним из важных направлений транспортного развития города и региона стало развитие салехардского аэропорта. В 1994 году уложена первая плита в основание новой взлётно-посадочной полосы для приёма большегрузных самолётов. Уже в 1997 году аэропорт принял первый Ту-154. В последующем железобетонное покрытие взлётно-посадочной полосы и перрона усилено асфальтобетоном.

80 лет назад, 8 февраля 1935 года, в Салехард прибыл первый рейсовый самолёт АНТ-9. В 1995 году создано ОАО «Аэропорт Салехард». В 2000 году введён в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс.

С момента создания ОАО «Аэропорт Салехард» стало одной из основных составляющих транспортной инфраструктуры Ямало-Ненецкого автономного округа. Аэропорт оснащён необходимым радиосветотехническим оборудованием, специальной техникой для подготовки аэродрома и обслуживания воздушных судов, он имеет комплекс зданий для пассажиров и сооружений для обеспечения безопасности полётов. Салехардский аэродром способен принимать Аэробусы, Боинги и другие крупные воздушные суда. Сегодня аэропорт Салехарда связывает город воздушными линиями с ведущими центрами страны, с населёнными пунктами округа. 

Многие работники аэропорта награждены орденами и медалями СССР и РФ.  

Второе дыхание

По словам Александра Романенко, генерального директора ОАО «Аэропорт Салехард», сейчас предприятие расширяет производственные мощности для обслуживания пассажиров и приёма самолётов. А это – строительство терминала внутренних воздушных линий на 300 пассажиров в час, реконструкция аэровокзала под терминалы международных воздушных авиалиний из расчёта пропускной способности 170 пассажиров в час, а также строительство почтово-грузового терминала с грузооборотом до тысячи тонн почты и трёх тысяч тонн грузов в год. В перспективе задуман единый аэровокзальный комплекс зданий с выделением административно-управленческого блока и стояночного бокса автотранспорта, зоны ремонтных мастерских.

Реализация проектов расширения мощностей аэровокзального комплекса Салехарда позволит повысить уровень обслуживания пассажиров и расширить транспортную воздушную сеть в высоких широтах Ямала.

Фото к статье
Земля отпускает в небоЗемля отпускает в небоЗемля отпускает в небо
Фото:из архива Юрия МОРОЗОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт