На Ямале пройдёт первый историко-культурный трейл «ГУЛАГ Life».
«В пилотном пробеге примут участие около 30–40 человек. Уже заявились спортсмены из Москвы, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону. Забег будет проходить по маршруту в 12 и 21 километр по старой тракторной дороге и насыпи железнодорожной линии 501-й стройки», – рассказал вдохновитель этого проекта, сотрудник Музейно-выставочного комплекса имени И. Шемановского Игорь Сегеда.
По словам организаторов, проект «ГУЛАГ Life» направлен на сохранение истории, что в принципе неплохо. Он задумывается для того, чтобы оживить память о грандиозной великой стройке и рассказать всем неравнодушным, в каких условиях жили и строили железную дорогу заключённые.
Тунеядцы и отпетые уголовники
Но необходимо помнить, что, помимо невинно осужденных или твёрдо ставших на путь исправления, значительную часть заключённых на строительстве составляли уголовники – воры, бандиты и насильники, о чём есть соответствующие данные в исторической литературе. Были там военные преступники – власовцы, бандеровцы, которые прославились участием в казнях мирного населения вместе с немецко-фашистскими оккупантами. Известный исследователь истории стройки А. Пиманов пишет в своей работе, что «статья 58-я имела 14 пунктов. Среди них – пункты за участие в вооружённом восстании или вторжении на советскую территорию в составе вооружённых банд, совершение террористического акта, разрушение и повреждение государственного имущества, уклонение от отправки на фронт. По другим статьям судили участников националистических формирований в Западной Украине и странах Прибалтики. Для кого-то сегодня «лесные братья» – герои, а для нас это бандиты и пособники фашистов! По 58-й статье судили и власовцев – они не тыловые части немецкой армии охраняли, а с оружием в руках выступали против советских солдат, участвовали в карательных акциях против партизан, вместе с националистами подавляли Варшавское восстание! Были там и полицаи, что служили фашистам… К тому же после войны наблюдался резкий всплеск преступности, как в 90-е годы, страна после войны была полна оружия… И было очень плохо с продовольствием – шло восстановление разрушенного хозяйства. Поэтому были приняты в 1947 году законы «Об усилении охраны личной собственности граждан» и «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества». Осуждённых по этой статье звали «указниками», как и лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. А среди женщин в лагерях были и отпетые уголовницы, участницы националистического подполья, но основную часть составляли, вероятно, «указницы».
А у Ямала есть история
До сих пор архивы строительства 501, 502 и 503 засекречены в части персонального состава осуждённых. Поэтому говорить о «жертвах» советского прошлого неуместно – они были осуждены по действующему законодательству того времени. Понятно, что в современных смутных условиях идеологического вакуума хватаются за что попало, лишь бы кого-то чем-то заинтересовать, создать в том числе искусственные памятники для заработка. Но за тем ли стремятся? Следуя такой логике, надо тогда провести туристическую экскурсию с забегом в «Полярную сову» посёлка Харп, где содержат приговорённых к пожизненному заключению.
Если говорить о памятниках советского прошлого в ЯНАО, то на эту роль мало подходит узко понимаемая история «жертв» СССР на строительстве № 501. Между тем у ЯНАО есть великая история открытия геологами и создания в малообжитой тундре Крайнего Севера нефтегазодобывающего комплекса, который обеспечивает жизнь страны и региона! Приближается юбилей Победы, и необходимо рассказать молодым поколениям, чтобы помнили и знали о вкладе населения Ямала в Победу советского народа в минувшей войне. Хватает в регионе и примеров современного боевого и трудового героизма наших людей. Например, в истории и Салехарда, и Ямала много тружеников, награждённых высшими орденами СССР – орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Трудовой Славы и так далее. Среди награждённых – электрики, геологи, консервщики, рыбаки, строители, буровики и промысловики, партийные и советские работники, из трёх оленеводов – Героев Социалистического Труда двое – жители Ямала.
А интересующимся 501-м строительством советую почитать книгу А.С. Пиманова «История строительства железной дороги «Чум – Салехард – Игарка» (1947–1955), издательство Тюменского университета, 1998 год.