Некоторыми практическими советами, как до школы дать ребёнку начальные математические навыки, поделилась воспитатель детского сада «Кристаллик» Надежда Морозова. Она считает, что математике надо учиться играючи!
Педагог отмечает, что дети 3 – 5 лет должны уметь различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под); узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); величину предметов (больше, меньше, часть, целое).
Игра «Наоборот». Сравнить: толстый – тонкий, высокий – низкий, широкий – узкий.
Игра «Пришли гости»: определение без счёта равенства и неравенства двух групп предметов приёмом наложения. Можно при этом использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обращайте внимание, чтобы ребёнок не перечислял один и тот же предмет дважды.
Игра «Назови соседей»: взрослый называет число, а ребёнок – его «соседей». Например, взрослый говорит: «Два», а ребёнок называет: «Один, три».
Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если использовать игру «Счёт в дороге». Вместе с ребёнком начните считать проезжающие мимо трамваи, расположенные по пути магазины или аптеки и т.д. Можно разделить каждому объекты для счёта: например, ребёнок считает большие дома, а вы – маленькие. У кого окажется больше? Или сколько вокруг машин? Стоит обратить внимание ребёнка на то, что происходит вокруг: на прогулке или по пути в магазин. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Сколько этажей в этом доме?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое – самое низкое».
В игре «Угадай, сколько в какой руке» могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берёт в руки определённое количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), затем объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в правой или левой руке.
Кухня – отличное место для постижения основ математики и для игры «Счёт на кухне». Ребёнок может пересчитывать предметы сервировки, помогая накрывать на стол. Или достать из холодильника по просьбе взрослых три яблока и один банан.
Разнообразить задания можно до бесконечности: сложить квадрат, из плотной бумаги разных цветов вырезать квадраты одного размера, скажем, 10 на 10 сантиметров. Каждый квадрат ещё можно разрезать по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой – уже на три. Самый сложный вариант для малыша – набор из 5-6 частей. Можно дать ребёнку набор деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Всё это хорошо подготовит ребёнка к учёбе в первом классе и сделает процесс обучения в школе интересным и познавательным.