Несколько дней в Салехарде работала международная научная конференция «Археология Арктики».
Процесс пошёл
На форум прибыли учёные России от Магадана до Москвы, из США, Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии, Великобритании и Польши. Всего почти 90 человек. Они представили 63 персональных и групповых доклада. В них отражена научная реконструкция истории освоения северных и полярных территорий, становления культуры народов, населяющих Арктику.
Доклады и выступления организаторы конференции распределили по тематическим секциям: История климата и природной среды. Современные вызовы. Адаптации – формирование, стратегии в древности и современности. Культурная антропология. Традиции и мобильность. Междисциплинарные исследования. Археологические вести. Наследие: сохранение и популяризация. При столь большом объёме информации не удалось провести ожидаемых научных дискуссий, не хватило времени и на обмен мнениями по итогам работ, о чём сожалели участники конференции.
Участников конференции приветствовали директор департамента по науке и инновациям ЯНАО Алексей Титовский, заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики, кандидат исторических наук Наталья Фёдорова, академик РАН, доктор исторических наук Вячеслав Молодин и профессор Смитсоновского института из США Уильям Фитцхью, который был в экспедициях на Ямале ещё в 1995 году.
Тон конференции задал своим выступлением академик Молодин. Он отмечал, что «мы только прикоснулись к археологии этого региона. Ещё 25 лет назад были известны единичные находки, памятники, и трудно было даже представить, насколько разнообразна история региона. А в связи с промышленным, хозяйственным освоением края масштабы работ увеличились по сравнению с двадцатым веком несравнимо».
Откуда руда?
Специалисты по древности обсудили культурные и экономические связи древнего и средневекового населения Севера Западной Сибири и Арктики. В докладах прозвучала информация об археологических культурах, развитии и распространении каменного и металлургического производств в глубокой древности.
Учёные отмечают, что человек, возможно, обитал на полуострове Ямал 40 тысяч лет назад, а в зоне Сибирских Увалов мог жить 120 тысяч назад. Но следов его пребывания не найдено. Обнаружено, что по зоне Юрибея проходила семь тысяч лет назад граница тайги и тундры. Всемирное оледенение почти не затронуло Ямал, а олени на его территории обитали всю известную историю. В зоне Янгана-Пэ, там места оленеводов, в карстовых пещерах найдены кости животных возрастом четыре тысячи лет.
Старший научный сотрудник Томского исследовательского университета Евгений Водясов рассказал о памятнике Усть-Полуй. Археологи считают его древнейшим центром горной металлургии в циркумполярном регионе, но пока неясно, откуда сюда поставляли руду, но лили металл на месте, здесь найдены формы для отливок.
Сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН из Санкт-Петербурга Валерий Хартанович сообщил о результатах палеогенетических исследований останков людей, живших на Кольском полуострове в третьем тысячелетии до нашей эры. Он отметил, что на полуострове жило население, сходное с коренными народами Западной Сибири – ханты, манси, ненцы.
Профессор университета Марии Склодовской-Кюри из польского города Люблина Барбара Незабитовка-Вишневска рассказала о зеркалах из горнокнязевского клада, обнаруженного в 2015 году недалеко от Салехарда. Она считает, что зеркала изготовили древние кочевники в период II века до нашей эры – I-II века нашей эры. На север Западной Сибири они попали благодаря торговым связям. Её коллега Ян Хороховски из Ягеллонского университета поведал о поморских монументальных крестах на Шпицбергене. Учёные обнародовали результаты исследований по Янской и Жоховской стоянкам, по Северной Фенноскандии, по доисторическим лыжам, по кулайской общности, Кыштымовской культуре и так далее. Именно на этих фрагментах далеких тысячелетий учёные пытаются сконструировать мир жизни далеких пращуров.
Сотрудники Научного центра изучения Арктики представили работы по региональной тематике – это раскопки на месте Салехард-IV, на северо-западном побережье Гыданского полуострова, по Горнокнязевскому кладу и мумиям Зелёного Яра, Усть-Войкарскому городищу...
На лодках через океан и мерзлоту
С пространным докладом выступил Уильям Фитцхью, представляющий Смитсоновский институт и департамент антропологии Вашингтона. Американский учёный – сторонник некой теории единой циркумполярной общности или цивилизации населяющих её народов, об этом он говорил в Салехарде в 1995 году и позже. Продолжил тему в 2017-м.
– Нам очень интересно изучать взаимодействие и схожесть культур циркумполярного региона, – сказал исследователь в комментариях журналистам. – Все они существовали в одинаковых природно-климатических условиях, здесь одна и та же фауна и флора, все охотились на морских млекопитающих, использовали однотипные лодки, которые были обшиты кожей или выдолблены, имели однотипные орудия.
На взгляд учёного, взаимосвязь проявляется в том, что многие из этих орудий труда, охоты мигрировали с российского Севера на территорию Канады и Аляски. Население российского Севера никогда не было изолированным. Прослеживается связь местного коренного населения – ненцев с народами более южных регионов России. Этот факт подтверждают находки ещё советского периода.
В глубь тысячелетий
В целом докладов, показывающих историю высоких широт в древности и с разных позиций, было много, это позволяет частично реконструировать фрагменты далёких времён Севера. Вячеслав Молодин отметил общее и особенное в древней истории. Это путешествия древних землепроходцев за моря, за леса в поисках земель. Так, раскопки в Сургутском Приобье открыли археологам пласт различных культур – от VII тысячелетия до нашей эры до современности. В их числе памятники, оставленные русскими землепроходцами, которые дошли до Сибири, до реки Лена задолго до Ермака. На примере ямальской Мангазеи, возраст которой постоянно увеличивается, академик упомянул одну из особенностей раскопок в Арктике. В мерзлоте Мангазеи великолепно сохранилась органика: изделия из дерева, ткани.
Археологи нашли свидетельства взаимоотношений пришлой культуры с местным населением. А раскопки знаменитого памятника Усть-Полуй получили новое звучание. Они открыли пласт древности, связанный с материальной и духовной культурой, поставили вопросы о происхождении народов, об их культуре. Академик отметил, что в Арктике, в Сибири найдены памятники очень древних культур, и он не исключает, что первые люди появились здесь не на рубеже эпох плиоцена и голоцена, а в более ранние исторические периоды. Это подтверждают единичные находки. И массовый поход археологов в Арктику, в Сибирь изменит многое во взглядах на их освоение и заселение, существенно удлинив историю в глубь тысячелетий.