На внеурочных занятиях учитель начальных классов Обдорской гимназии Елена Панова раскрывает не только творческие способности своих подопечных, но и прививает интерес к истории родного края, используя сказки народов ханты.
Пытливый ум ребёнка требует развёрнутых ответов на многие вопросы. В том числе на те, которые касаются жизни вокруг, мироздания и борьбы добра со злом.
– Раньше была отдельная программа факультатива по внеурочной деятельности, и мы пользовались разработками под названием «Мой северный край», учебником «Северные родники» и сборником вопросов и ответов «Занимательное краеведение». Сейчас использую в системе постановку спектаклей, – рассказывает Елена Викторовна. – Детям очень нравится. Память у них хорошая: учат они слова быстро. Родители всегда отзываются и не отказывают в помощи при подготовке.
Во время каникул для детей предлагается пройти марафон «Мой Ямал», который включает станции «Литературная», «Историческая», «Географическая» и другие. При подготовке к этому интеллектуальному и познавательному состязанию каждая команда придумывает девиз, рисует эмблему, а во время передвижения по станциям выполняет различные задания.
– Изучая родной край, дети уже в начальных классах узнают, кто такие малочисленные народы и какие их представители живут в Салехарде, в нашем автономном округе. Очень интересной для них оказалась встреча с писательницей Зинаидой Лонгортовой, представительницей народа ханты, – говорит педагог Елена Панова.
К встрече с хантыйской писательницей первоклассники инсценировали сказку, созданную Зинаидой Лонгортовой. При распределении ролей был задействован весь класс, подготовка костюмов и необходимого реквизита легла полностью на плечи родителей. В актовом зале на сцене в день премьеры был установлен чум, внутри – изображение огня. Яркие малицы, события, происходящие по ходу действия сказки, и даже настоящий бубен позволили детям представить воочию некоторые картины из жизни народа ханты.
А рассказ о жизни и творческом пути самой Зинаиды Лонгортовой оказался не менее интересным. Она поведала, как пишет сказки, поделилась мнением о работе юных актёров и самом спектакле, ответила на вопросы ребят. Больше всего детей интересовало, как получаются сказки.
Такие творческие встречи, совсем не похожие на обычный школьный урок, не менее познавательны и полезны в воспитании будущего гражданина многонациональной страны, считает педагог с многолетним стажем Елена Панова.