В студии «Стиль» под руководством Ольги Гребенкиной юные дизайнеры познают тонкости мастерства в разных видах творчества: вышивке, вязании, лоскутной пластике, швейном деле.
Форму шьём сами
Наше знакомство с участниками этой студии – учащимися Обдорской гимназии – произошло благодаря редакционному конкурсу «Пакет не нужен, спасибо!», на который они представили свои замечательные работы. Общение продолжилось, когда руководитель студии рассказала о проекте по созданию образцов школьной формы с ямальской символикой.
– Во многих учебных заведениях имеется своя форма, и мы решили предложить для нашей гимназии галстуки, пояса для юбочек с северным орнаментом и в комплекте к этому – расшитые жакеты. Если дети поедут за пределы округа, школьная форма будет отображать национальный колорит Ямала, – делится Ольга Гребенкина.
Во время работы над проектом юные дизайнеры исследовали историю возникновения отделки, тонкости технологии по её созданию, что означает каждый орнамент и где его целесообразнее применить. В ходе творческого процесса девочки придумали, как облегчить себе работу с примётыванием аппликации: оказывается, можно использовать клей-карандаш, который создаёт эффект подкрахмаливания и обеспечивает точность нанесения.
Несколько девочек, в числе которых – пятиклассница Софья Иванова, учащиеся 8в класса Софья Алексеева и 9б класса Марина Иванова, уже осуществили свою смелую идею по созданию школьной формы на практике – кто сшил сарафан, кто платье с поясом, кто кардиган и под него шарфик и сумочку, и теперь в эксклюзивной практичной одежде посещает школьные занятия. Но почувствовать себя настоящими дизайнерами, блеснуть полученными знаниями и умениями каждой из мастериц помогают не только советы опытного наставника, но и ежегодный итоговый показ созданных моделей, который проходит в конце третьей или начале четвёртой четверти. Интересный сценарий и музыкальное сопровождение превращают дефиле школьниц в собственных нарядах в яркое и запоминающееся шоу, которое за 18 лет уже стало традицией.
Из копилки лоскутков
В этот же день проходит выставка творческих работ по швейному делу, вышивке и рукоделию, территорией для её оформления становится вся школа. Экспонаты выстраиваются по линии использования разнообразного остаточного материала, превращения лоскутов в сумочки, косметички, чехлы для гаджетов, кухонные фартуки, кукол и другие текстильные игрушки. На школьных ярмарках всё это быстро раскупается.
– Тему проекта дети выбирают сами, но даётся некий ориентир – использование вторичного материала и обязательно швейной машины, а также оригинальность и качественный уровень выполненной работы, – отмечает Ольга Николаевна. – Получается, закрепляем умения по усвоению правил обращения со швейной машиной, наложению аккуратных швов и ровных строчек, а также развиваются самостоятельность, умение сочетать цвета, творческое мышление.
Для выбора юных мастериц имеется солидный банк ненужных вещей: старые джинсы, остатки кожи и фетра, шарфики, наволочки. И порой дети сами удивляются, что из всего этого могут получиться забавные и милые куклы, сувениры, аксессуары, очень практичные рюкзачки, поясные сумочки. Вот вам готовые подарки к праздникам и на дни рождения для родных и подруг.
Из гимнастки – в дизайнеры
Основной ориентир педагога дополнительного образования Ольги Гребенкиной – это интересы, склонности и возможности школьников, развитие их творческих способностей, помощь в освоении технологической культуры на основе включения ребят в разнообразные виды деятельности по созданию изделий декоративно-прикладного характера, а также готовность учащихся к выбору не только любимого занятия, но и профессии.
Путь самой Ольги Гребенкиной к профессии педагога дополнительного образования, в которой она уже более двадцати лет, а в Обдорской гимназии – с сентября 2000 года, был неоднозначным. С детства её увлечением стала спортивная гимнастика, а в восьмом классе она уже имела звание мастера спорта. Впоследствии из-за серьёзной травмы девушка была вынуждена попрощаться со спортом.
– Папа купил мне швейную машинку, и это было определяющим вектором моей энергии. Уже в школе я обшивала своих подружек. По первому моему диплому я конструктор-модельер, а по второму – педагог по трудовому обучению, как раньше называлось, а сейчас учитель технологии, – рассказывает Ольга Николаевна.
Разные жизненные ситуации возникали и у её подопечных, когда они становились взрослее. Кому-то спасительными оказывались как раз навыки, приобретённые на занятиях в студии «Стиль». Как-то Ольга Николаевна встретила бывшую участницу студии, разговорились. Молодая женщина родила на первом курсе, пришлось оставить учёбу, денег не хватает. По старой памяти педагог пригласила к себе на занятия, совместно разработали рисунки для шали. И теперь, пока ребёнок спит, мама уделяет время творчеству, результат которого можно предложить на продажу. Ещё одной выпускнице, на долю которой также выпал непростой период, бывший наставник подсказала шить и продавать через Интернет одежду для маленьких собачек, тем самым как-то пополнять скромный семейный бюджет.
Помогая познать многогранный мир творчества в дружбе со швейной машинкой, определиться с выбором хобби, талантливый педагог с открытой душой вручает и секрет выхода из трудной ситуации, который может стать спасением в жизни и вселить оптимизм.